13 января 1993 года была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция о химическом оружии, КЗХО). Согласно ст. I государства-участники обязуются не разрабатывать, не производить, не применять химическое оружие, не проводить военных приготовлений к его применению; уничтожить все химическое оружие, находящееся в его владении или оставленное им на территории другого государства-участника; уничтожить любые объекты по производству такого оружия, а также не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны. Подробнее см. текст Конвенции на сайте Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в декабре 1997 года. На сегодняшний день существуют два типа участников Конвенции: государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию (65 государств подписали и ратифицировали КЗХО к 29 апреля 1997 г., после чего она была закрыта для подписания), и государства, присоединившиеся к ней (после 29 апреля 1997 г.). Согласно официальным данным ОЗХО, к Конвенции о химическом оружии присоединились 193 государства, она обеспечивает защиту 98% населения мира. Кроме того, в условиях проверки уничтожено 98% запасов химического оружия, объявленного государствами-обладателями.
Идея создания конвенции по химическому оружию возникла в конце 1960-х гг. на полях совещания Комитета восемнадцати государств по разоружению (в будущем – Конференция по разоружению). Идею исследования последствий возможного применения химического оружия поддержал Генеральный секретарь ООН, а также Генеральная Ассамблея. Обсуждение вопроса химического оружия происходило и в рамках созданной в конце 1970-х гг. советско-американской рабочей группы (просуществовала три года), а 23 сентября 1989 г. СССР и США подписали Меморандум о понимании относительно двустороннего эксперимента по контролю и обмену данными в связи с запрещением химического оружия (Вайомингский меморандум). Это и другие двусторонние и многосторонние соглашения в итоге и привели к заключению КЗХО. Подробнее об истории КЗХО и создании ОЗХО – в исторической справке ПИР-Центра.
Мандат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) регламентируется ст. VII и VIII Конвенции. В частности, сотрудничество государств-участников с ОЗХО реализуется через соответствующий Национальный орган, который информирует Организацию о законодательных и административных мерах, принятых для осуществления Конвенции. В свою очередь, Организация осуществляет не только инспекционную деятельность, но и реализует программы помощи и защиты от химического оружия, а также содействует развитию международного сотрудничества в области химической деятельности на основе обмена научно-технической информацией, химикатами и оборудованием для производства, переработки и использования химикатов в целях, не запрещаемых Конвенцией. Подробнее о проблемах и перспективах КЗХО – в научной записке ПИР-Центра.
Крайне остро проблема химического оружия встала в контексте сирийского конфликта, начавшегося в 2011 году. Стремясь не допустить распространения оружия массового уничтожения (включая химическое) и его попадание в руки террористов, Россия выступила с предложением разработать в рамках Конференции по разоружению Конвенцию по борьбе с актами химического терроризма. Ознакомиться с мнениям зарубежных экспертов ПИР-Центра относительно российской инициативы можно на страницах мартовского и апрельского выпусков Ядерного Контроля 2016 г.