МОСКВА. 29 АПРЕЛЯ 2022. ПИР-ПРЕСС. «В условиях международной напряженности обсуждение стратегической стабильности в формате ядерной пятерки может представиться нереалистичным, в какой-то степени – идеалистичным. Вспоминаются слова Дага Хаммаршельда о том, «ООН была создана не для того, чтобы привести человечество в рай, но, чтобы спасти его от ада». Не исключено, что итогом нынешней напряженности станет осознание «ядерной пятерки» в необходимости укрепления стратегической стабильности в пятистороннем формате», – стажер программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра, студентка 4 курса Института истории и международных отношений Кемеровского государственного университета Софья Шестакова.
21 апреля 2022 г. ПИР-Центр провел Научную среду – неформальный экспертный семинар – на тему «Возможная роль ядерной пятерки в укреплении стратегической стабильности». В ходе мероприятия с установочным докладом, подготовленным по итогам исследовательской стажировки в ПИР-Центре, выступила Софья Сергеевна Шестакова, стажер программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра, студентка 4 курса Института истории и международных отношений Кемеровского государственного университета.
Мероприятие началось с минуты молчания в память о Вячеславе Ивановиче Трубникове, выдающемся российском государственном деятеле, генерале армии, Герое Российской Федерации, члене Совета ПИР-Центра, члене Международного клуба Триалог.
В своем докладе Софья Шестакова затронула место ядерной пятерки в обзорном процессе ДНЯО, историю формирования процесса ядерной пятерки, а также ключевые проблемы, с которыми он сталкивается на современном этапе. Так, в настоящий момент у ядерной пятерки нет общей трактовки понятия «стратегическая стабильность», а разный ядерный потенциал пяти ядерных стран не позволяет вести разговор на равных. Софья Шестакова предложила тактику «маленьких шагов», в рамках которой ядерная пятерка определила бы тот спектр вопросов, который она готова обсуждать для укрепления стратегической стабильности. Так, например, диалог может вестись по трем основным направлениям: определение условий для ядерного разоружения, укрепление мер доверия и транспарентности, снижение стратегических рисков.
Участие в мероприятии приняли ведущие российские эксперты, теоретики и практики в сфере нераспространения ядерного оружия, контроля над вооружениями, глобальной безопасности в целом.
Так, заместитель постоянного представителя России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Андрей Белоусов отметил: «Безусловно, у каждого члена ядерной пятерки есть свои приоритеты, национальные цели, интересы и официальные позиции. Однако за последние два-три года сложилось четкое понимание того, что ядерная пятерка – тот самый формат, который, в первую очередь, призван вырабатывать общую позицию в отношении трех основных столпов ДНЯО. Именно страны ядерной пятерки должны быть локомотивом при обсуждении вопросов стратегической стабильности: задавать тон и определять критерии, концепции, принципы и условия ее обеспечения».
Чрезвычайный и полномочный посол России, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой международного права МГИМО МИД России, член Экспертного совета ПИР-Центра Михаил Лысенко обратил особое внимание на «Совместное заявление ядерной пятерки от 3 января 2022 г.», которое охарактеризовал как выдающийся документ. «Его необходимо использовать и далее, как отправную точку, которая требует последующего развития. В частности, можно призвать все остальные державы присоединиться к заявлению пятерки о том, что «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана». Сложно сказать, будут ли встречи пятерки в августе (на полях Х Обзорной конференции ДНЯО – прим.ред.), но, как и 3 января, так и в дальнейшем жизнь подталкивает нас к взаимодействию».
По мнению руководителя подразделения Центра международной безопасности ИМЭМО РАН по проблемам информационной безопасностиНаталии Ромашкиной, «замечательно, что молодые исследователи занимаются такой архиважной темой. Многое изменилось с того момента, когда был введен термин стратегическая стабильность, увеличилось количество дестабилизирующих факторов. Не учитывать этого никак нельзя. Но суть понятия остается максимально актуальной и сейчас. Важно разработать критерии обеспечения стратегической стабильности, которые отвечали бы современной текущей ситуации».
Владимир Лебедев, советник Мэра Москвы, член Экспертного совета ПИР-Центра, отметил, что «роль экспертного сообщества в период подготовки к ОК ДНЯО, которая пройдет в августе 2022 г., и в связи с переходом в новый обзорный цикл под председательством США могла бы быть намного выше. Россия могла бы внести вклад в активизацию диалога между экспертами. Данная Научная среда – один из примеров такого диалога, поскольку на мероприятии присутствовали представители из Швейцарии, Германии, Финляндии, Сербии, Италии».
В частности, Бруно Русси, полковник (запаса), независимый аналитик, бывший атташе по вопросам обороны Швейцарии в Москве, поделился своим комментарием: «Учитывая напряженную ситуацию в Европе, вопрос контроля над ядерными вооружениями стал как никогда актуальным. Дискуссия на экспертном уровне, организованная ПИР-Центром на основе презентации Софьи Сергеевны Шестаковой ее научного доклада «Возможная роль ядерной пятерки в укреплении стратегической стабильности», является очень своевременной и актуальной. Поскольку главный интерес – избежать ядерной эскалации, очень важно, чтобы открытой сохранялась возможность для экспертных дискуссий. Не менее важно, чтобы молодые ученые хотели заниматься этими вопросами и привносить новые идеи», – подчеркнул.
Тем не менее, по словам Юрия Назаркина, Чрезвычайного и Полномочного Посла (в отставке), профессора и почетного доктора по международным отношениям (honoris causa) Женевской школы дипломатии и международных отношений, члена Экспертного совета ПИР-Центра, «в условиях острой конфронтации нереально ожидать практических шагов по линии ядерной пятерки. А как показывает исторический опыт, переход от конфронтации к переговорам занимает значительное время (в 1980-е гг., например, потребовалось 5-6 лет). Но на экспертном уровне возможны и могут быть полезны исследовательские обсуждения различных аспектов такого перехода».
Консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий также отмечает, что «отношения между Россией и странами Запада достигли откровенно враждебного уровня, что в краткосрочной перспективе делает маловероятным какой-либо прогресс в ядерной сфере. Но на каком-то моменте диалог начнет восстанавливаться, и здесь многосторонние форматы, такие как ядерная пятерка, в которой также участвует Пекин, выглядят более перспективными для возврата к разговору о ядерных рисках и возможности их снижения, чем двухсторонние».
Выступление Софьи Шестаковой вызвало интерес и у молодых специалистов. В ходе дискуссии, например, ими обсуждались фактор AUKUS в будущем процессе ядерной пятерки, возможности присоединения других ядерных держав к формату, а также создание зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе. Впечатлениями по итогам мероприятия поделился Даниил Растегаев, магистрант факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова (программа «Международная безопасность», ранее проходивший практику в ПИР-Центре: «Тема ядерной пядерки, несомненно, важна, особенно сейчас, в наше непростое время. Софья провела прекрасный, основательный и глубокий анализ возможностей и перспектив пятёрки. Поражает объем проведенной Софьей работы. Рад, что ПИР-Центр продолжает привлекать талантливых молодых специалистов к написанию аналитических работ. Уверен, что работа Софьи по праву займет свое место в плеяде аналитических докладов ПИР-Центра».
В заключении Владимир Орлов, директор и основатель ПИР-Центра, подчеркнул актуальность обсуждаемой проблемы, а также предложил поставить вопрос ответственности постоянных членов Совета Безопасности ООН за ядерные дела в формате «пятерки».
Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.
По вопросам участия в Научных средах ПИР-Центра вы можете обратиться к команде Образовательной программы по адресу edu@pircenter.org.