В пятницу 14 января делегации участников восьмого раунда переговоров по СВПД вернулись в столицы для официальных консультаций, в то время как рабочие группы экспертов продолжают обсуждение нового соглашения по проблеме иранской ядерной программы. Американская сторона обеспокоена тем, что прогресс в области ядерных разработок в Иране «скоро пройдет точку невозврата», что оставляет всего несколько недель на ведение переговоров. По утверждению представителей Соединенных Штатов, Вашингтон готов к любой развязке.
Очевидно, что позиция иранского руководства смягчилась по сравнению с заявлениями ноября прошлого года. Как следует из недавнего интервью министра иностранных дел Ирана Хосейна Амир Абдоллахиана, Тегеран согласен на возвращение к сделке в обмен на снятие указанных в нем санкций. Ранее последний требовал снятия всех санкций, включая те, что касаются нарушений прав человека. При этом в Иране продолжают настаивать на готовности к заключению соглашения со своей стороны, и на отсутствии реальной инициативы вопреки риторике – со стороны европейских и американских партнеров.
В то же время иранская сторона прикладывает особые усилия, чтобы сблизить свои позиции с Пекином, – и не только в рамках переговоров по СВПД. Так, 14 января Амир Абдоллахиан посетил Китай с официальным визитом для обсуждения заключенного в начале 2021 года двустороннего Соглашения о стратегическом партнерстве. В во время обсуждений стороны обменялись мнениями и относительно венских переговоров. Китайская сторона выразила поддержку «логичной» позиции Тегерана на переговорах.
Верховный представитель Европейского союза по иностранным и политике безопасности Жозеп Боррель придерживается осторожно оптимистичной оценки проходящих в Вене переговоров, которую разделяет и российская делегация во главе с Михаилом Ульяновым. «Я по-прежнему надеюсь, что удастся достигнуть нового соглашения, которое будет таким же эффективным, как СВПД до выхода из него США», – сказал Боррель, отметив, что новое соглашение может быть заключено в течение ближайших недель.
Несмотря на заявления представителя ЕС, в стане европейских партнеров СВПД отсутствует консенсус. В частности, более негативную позицию занимает французская сторона. Так, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан подчеркивает, что переговоры продвигаются «слишком медленно, чтобы говорить о достижении реальных результатов», требуя более решительных действий со стороны Тегерана.
Как отметил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров на прошедшей 14 января пресс-конференции, оптимистичность российской позиции относительно переговоров по СВПД связана с наличием реального прогресса в понимании Тегераном и Вашингтоном интересов и озабоченностей друг друга. «Это [новое соглашение] может быть только пакетное решение, как, собственно, и сама “иранская сделка”», – подчеркнул Лавров.