Статус: Открыт

ПИР-Центр завершил основной цикл работ по систематизации архива посла Роланда Тимербаева

8 апреля 2021

МОСКВА. 8 АПРЕЛЯ. ПИР-ПРЕСС. «Благодаря архиву посла Тимербаева удалось раз и навсегда установить точный источник, дату и формулировку, на которые ссылаются многие работы по ЗСОМУ на Ближнем Востоке, однако не указывают самого источника. Так, с помощью архива удалось подтвердить, что СССР в заявлении ТАСС от 22 января 1958 года одним из первых настаивал на том, что «Ближний и Средний Восток должен и может стать зоной мира, где нет и не должно быть ядерного и ракетного оружия…», ‒ участник Международной школы по проблемам глобальной безопасности ПИР-Центра (2018 г.), стажер ПИР-Центра (2018 г.) Наталья Артеменкова.

В письменном наследии посла Тимербаева можно найти бесчисленное количество официальных документов и дипломатических писем о самых важных событиях периода с 1950-х годов до второго десятилетия нашего века. Некоторые из них изменили международно-правовой подход к проблеме ядерного нераспространения, способствовали созданию ключевых организаций и международных режимов в области ядерного нераспространения и контроля над вооружениями. Дипломатические и научные усилия Роланда Михайловича сделали мир более гуманным и безопасным для будущих поколений. Масштаб деятельности посла Тимербаева впечатляет: в его биографии мы находим и работу по подготовке крупных международных соглашений в сфере ядерного нераспространения, как ДНЯО и ДВЗЯИ, и участие в деятельности профильных комитетов ООН, и активное сотрудничество с МАГАТЭ, и продвижение идей ядерного нераспространения в некоторых регионах мира, как Латинская Америка, Ближний Восток, Корейский полуостров, Южная Азия, и развитие российско-американского диалога по стратегической стабильности.

На протяжении полутора лет, с ноября 2019 г. по апрель 2021 г., сотрудники и стажеры ПИР-Центра принимали активное участие в систематизации архива посла Тимербаева. К этой работе были подключены многие младшие научные сотрудники, стажеры и практиканты ПИР-Центра. Среди них Надежда Кулибаба, Наталья Артеменкова, Юлия Каценко, Евгений Холоднов, Константин Ларионов, Лилия Жуламанова, Артем Ломакин, Кирилл Багинский и Дарья Хейрие, Сергей Семенов, Никита Дегтярёв, Юлия Сыч, Елена Карнаухова. Некоторые из них захотели поделиться с ПИР-Центром своими мыслями о наследии человека, который для многих из них остается авторитетом и образцом для подражания, примером настоящего «нераспространенца» и патриота.  

«Как говорил сам Роланд Михайлович: “Мы только начинаем понимать и осмысливать наше ядерное прошлое, и ещё на многие вопросы ядерной истории должны быть получены адекватные ответы, прежде чем мы сможем представить себе облик нашего ядерного будущего”. Он оставил после себя огромное научное наследие – бесценный архив своих трудов и размышлений о прошлом, изучение которого действительно может помочь понять наше ядерное будущее», ‒ координатор Информационной программы ПИР-Центра Никита Дегтярёв.

«Я не была лично знакома с Роландом Михайловичем, но по счастливой случайности, мне довелось заниматься его архивом. В этом архиве было не только множество полезных книг по ядерному нераспространению, таких как Сборник основных документов по вопросам разоружения МИД России, но также и множество писем, адресованных лично Роланду Михайловичу, в том числе и из ООН. Я поняла, каким уважением и почетом пользовался этот человек и выдающийся дипломат», ‒ младший научный сотрудник программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра (2020 г.) Юлия Каценко.

«Когда я работала с архивом, я часто задумывалась о том, как много могут рассказать о человеке книги и документы из его библиотеки. Работая с ними, читая пометки на полях, ты будто ведешь неторопливую, очень личную беседу с их хозяином. А что расскажут обо мне мои книги? Сейчас я учусь в аспирантуре и готовлю проект по философии на тему Философские аспекты ядерных программ США и России.  Думаю, можно сказать, что на выбор темы напрямую повлиял архив. У Роланда Михайловича есть потрясающая работа Вселенная и ядерное оружие, где он пишет: “Считается, что атомное оружие придумали люди в ходе Второй мировой войны, чтобы обеспечить победу над противником, а потом создать условия для завоевания мирового господства. Но ведь все люди – часть Вселенной, а возможность создания этого «оружия» заложена в самой Вселенной”. Я прочла эту работу почти год назад, и она меня так и не отпустила», ‒ стажер программы «Россия и ядерное нераспространение» (2020 г.) Надежда Кулибаба.

«Прочтение мной труда посла Тимербаева Россия и ядерное нераспространение задолго до начала учебы на международной магистерской программе двойного диплома «Нераспространение ОМУ, ядерная политика и глобальная безопасность» отложило в голове образ человека, невероятно увлеченного проблематикой ядерного нераспространения, положившего жизнь на ее изучение. Работа над архивом подтвердила данный тезис, позволив исследовать истоки зарождения нераспространенческой мысли, источники вдохновения автора. Работа с Тематическим досье посла Тимербаева особенно пригодилась при подготовке к экзаменационному периоду, а также при написании научных работ», ‒ стажер программы «Россия и ядерное нераспространение», студент магистерской программы двойного диплома «Нераспространение ОМУ, ядерная политика и глобальная безопасность» (реализуется совместно МГИМО, Миддлберийским институтом международных исследований в Монтерее и ПИР-Центром) Константин Ларионов.

«Работа в архиве дала мне качественно новое представление о личности Роланда Михайловича. Это был уникальный, фундаментальный, если так можно выразиться, человек. На каждой странице архива прослеживалась постоянная аналитическая и дипломатическая работа по нескольким направлениям. Работа в архиве посла Тимербаева стала для меня уникальной школой жизни и бесценным опытом, который, безусловно, поможет мне в будущем. Для своей научно-исследовательской деятельности я использовал и собираюсь использовать, если еще будет такая возможность, материалы по истории американского и советского ядерных проектов. Кроме того, для меня было бы важно изучить ряд докладов и материалов конференций МАГАТЭ по вопросам верификации гипотетических ядерных программ в пороговых государствах», ‒ стажер Образовательной программы ПИР-Центра Артем Ломакин.

«Помню, на уроках литературы мы всегда начинали знакомство с произведением со знакомства с его автором. Без представления о творце практически невозможно понять его творение. Смело могу сравнить с этим свое участие в работе над систематизацией архива посла Тимербаева. В самом начале моего «ПИРовского» пути, еще до полного погружения в мир нераспространения, мне выпала честь познакомиться с тем, кто в этом мире был и остается великой фигурой. К сожалению, познакомиться не лично с Роландом Михайловичем, а с его личностью ‒ через письма, записи, вырезки из газет с личными пометками, уникальные документы и резолюции, наброски речей и статьи. Надеюсь и верю, что это знакомство станет прекрасной стартовой площадкой для моей карьеры в сообществе “нераспространенцев”», ‒ практикант Образовательной программы ПИР-Центра Дарья Хейрие.

Подводя итог длительной работе над систематизацией архива посла Тимербаева, координатор Образовательной программы Елена Карнаухова отметила: «Для ПИР-Центра систематизация архива посла Тимербаева – дело особой важности. Роланд Михайлович ‒великий мыслитель, дипломат, ученый, наставник, корифей нераспространения! Более того, для нас это большая ответственность. Мы хотели придать архиву форму, в которой он смог бы стать проводником для новых поколений, путеводителем для тех людей, на плечи которых сегодня ложится ответственность за сохранение достижений в сфере ядерного нераспространения, контроля над вооружением и стратегической стабильности. Безусловно, работа была проведена значительная, но еще многое предстоит сделать, чтобы наследие Тимербаева получило достойное свое оформление и, главное, применение.Именно поэтому так актуальны инициативы ПИР-Центра по проведению ежегодных Тимербаевских дебатов и созданию образовательной платформы Nonproliferation.ru / Nonproloferation.world. Они, как и работа ПИР-Центра над архивом Роланда Михайловича, еще один способ продемонстрировать, что этому миру явно не хватает таких гигантов нераспространенческой мысли. ПИР-Центр активно работает над решением этой проблемы, всячески продвигая свои образовательные и научно-исследовательские проекты».

Архив посла Тимербаева – это не только кладезь великой мысли о нераспространении и разоружении. Это еще и просто личное, памятное. О человеке, который был рядом и открыл двери в мир нераспространения, был настоящим наставником и другом. Директор ПИР-Центра Владимир Орлов с теплотой вспоминает: «Лично для меня произвело наибольшее впечатление знакомство с теми разделами архива Роланда Михайловича, которые относятся к «монтерейскому периоду» (начало 1990-х годов). Конечно, в этом есть и много личного: именно Роланд Михайлович знакомил меня, за ручку водил, с Манхэттеном, с Калифорнией… Но когда я открываю «монтерейские архивы» Тимербаева, это не столько человеческая ностальгия, сколько профессиональное восхищение от того, насколько плодовит он был в тот период, как фонтанировала его мысль… Благодаря его настойчивости, возник журнал Nonproliferation Review – ныне классика жанра. По документам архива тех лет можно проследить, какая у него была полифония жанров, когда он работал в Монтерее: тут и стиль советского посла, и экспертиза доктора наук, и политические оценки, которые он отправлял в Москву… не случайно вскоре он получил высокую государственную награду. А некоторые документы и злободневные, и забавные одновременно. Когда ты работаешь в архиве Тимербаева, что ни день – то настоящая находка. Как-то меня зацепило письмо профессору Биллу Поттеру от некоего сенатора из Делавэра по имени Joseph Biden Jr. от 8 декабря 1992 г. И комментарий к этому письму посла Тимербаева от 15 декабря того же года. И это всё о нем, о нераспространении ядерного оружия. 

Передо мной и перед другими исследователями архива посла Тимербаева ‒ еще сотни не менее любопытных документов и 1950-х годов, и 1980-х, и 1990-х. Если проект ПИР-Центра по оцифровке архива Тимербаева на платформе Nonproliferation.ru / Nonproloferation.world будет поддержан, ‒ к чему я призываю всех, кто настроен на поддержку исторической достоверности в области российской (советской) внешней политики и дипломатии ‒ то сотни уникальных документов на русском и английском языках из истории ядерного нераспространения, контроля над вооружениями и российско-американских отношений станут доступны каждому эксперту, ученому, студенту, простому человеку во всем мире».

Для всех, кто поучаствовал в работе по систематизации архива посла Тимербаева, он стал источником вдохновения и кладезем полезной информации. Участники данного процесса, несмотря на все возникшие сложности, с радостью и даже благодарностью вспоминают о том, что теперь они неразрывно связаны с наследием великого для всех «нераспространенцев» наставника. Многим эту возможность дала стажировка в ПИР-Центре, которая к тому же приблизила молодых и начинающих экспертов в сфере глобальной безопасности к их мечте – стать членами того самого высококвалифицированного и профессионального сообщества «нераспространенцев», в которое когда-то входил и сам Роланд Михайлович. И продолжает в нем оставаться.

Более подробную информацию о Р.М. Тимербаеве вы можете найти в посвященной ему Галерее памяти на сайте ПИР-Центра по ссылкеПо всем вопросам, связанным с образовательными проектами ПИР-Центра, пожалуйста, обращайтесь, по адресу edu@pircenter.org.

Источники фотографий:

  1. Галерея памяти Роланда Тимербаева.
  2. Личное фото из архива Лизы Московитц.