ТЕМА НЕДЕЛИ: США и КНДР: первые шаги после саммита
Вашингтон отказался от масштабных военных учений на Корейском полуострове, но сомневается в приверженности Пхеньяна денуклеаризации
США и Южная Корея приняли решение отменить совместные военные учения Key Resolve и полевые маневры Foal Eagle и вместо них провести менее масштабные учения Dong Maeng («Альянс»). Стороны заявили, что отказались от учений ради поддержки «дипломатических попыток снизить напряженность и добиться завершения денуклеаризации Корейского полуострова».
В то же время, советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон намекнул, что Соединенные Штаты могут ужесточить санкции против Пхеньяна. Решение будет зависеть от того, насколько северокорейское правительство окажется готовым отказаться от своей ядерной программы.
Причиной такого заявления могли стать сведения о возобновлении активности на северокорейском космодроме Сохэ, замеченном на спутниковых снимках сотрудниками американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS). По данным экспертов, северокорейские специалисты приступили к восстановительным работам на стартовой площадке и полигоне для испытания ракетных двигателей. В сентябре 2018 года лидеры Северной и Южной Кореи договорились о демонтаже этого космодрома.
Директор программы ПИР-Центра «Россия и ядерное нераспространение» Адлан Маргоев оценивает готовность сторон продолжать переговоры.
«После того, как в Ханое лидерам США и КНДР не удалось достичь компромисса по дальнейшим шагам для денуклеаризации Корейского полуострова, стороны подают друг другу сигналы о том, что при полном провале переговорного процесса каждый готов продолжить прежнюю линию. В Пхеньяне не стали сразу готовить полноценное ракетное испытание, да и в Вашингтоне решили ограничить масштаб своих учений с Южной Кореей. Это значит, что в обеих столицах настроены продолжить переговоры и ждут, что другая сторона станет сговорчивее».
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Верна ли теория «эскалация ради деэскалации»?
Консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий объясняет, чем может грозить неверное понимание доктринальных установок России
«В Вашингтоне совершили фундаментальную ошибку, когда попытались интерпретировать политику Москвы в русле стратегии «эскалация ради деэскалации». Или же намеренно исказили реальность. Частые заявления президента Путина о том, что Россия располагает растущим арсеналом гиперзвукового оружия, показывает, что стратегия России иная: по заявлениям Кремля можно судить о том, что России важнее иметь мощные вооружения, способные поразить цели на территории США, нежели тактическое оружие.
В беседах с российскими генералами и сотрудниками минобороны можно услышать: «Мы не верим в то, что возможен ограниченный обмен ядерными ударами. Стоит конфликту начаться, и его нельзя будет остановить. Ядерную войну вообще не стоит начинать».
Если не будет юридических ограничений на наращивание ядерных арсеналов, то не стоит надеяться на финансовые ограничения — как администрации сменяют друг друга, так и бюджетный дефицит не вечен. Сейчас же мы оказываемся в ситуации, которая все менее стабильна и может превратиться в гонку вооружений. Нынешняя ситуация может привести к нежелательным результатам». Читать на сайте The Times (на английском)
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Что ждет диалог о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке в 2019 году?
Статья Натальи Артеменковой для Ядерного Контроля об истории этого вопроса в обзорном процессе ДНЯО в 1995-2015 годах и его значении для Обзорной конференции 2020 года
До конца 2019 года должна состояться Конференция по вопросу создания зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), на Ближнем Востоке. О ее созыве международное сообщество впервые договорилось в 1995 году, но с тех пор Конференция так и не была проведена. В этом году за ее проведение отвечает Генеральный Секретарь ООН Антониу Гуттереш. Читать на сайте ПИР-Центра
Подписаться на эту и другие рассылки ПИР-Центра: http://eepurl.com/gbYl2P
Читать предыдущие выпуски: https://pircenter.org/mailouts/view/id/3