Разведка доложила точно: к 30-летию открытого доклада СВР России «Новый вызов после «холодной войны»: распространение оружия массового уничтожения»

27 января 2023

МОСКВА. 27 ЯНВАРЯ 2023. ПИР-ПРЕСС. «’Примаковский доклад’ до сих пор остается образцом аналитической работы специальных служб и их способности вести диалог с обществом. Благодаря работе авторов Доклада мир увидел, что Россия способна говорить на языке фактов и выверенных аргументов, и несмотря ни на какие обстоятельства, самостоятельно участвовать в формировании глобальной повестки в сфере нераспространения и разоружения. И что на этом фронте Россия – инициативная, наступательная, уверенная – а не «реактивная», не оправдывающаяся»,Владимир Орлов, директор и основатель ПИР-Центра, профессор МГИМО МИД России.

28 января 1993 г., в Москве состоялась невероятная пресс-конференция. Ее провел академик Евгений Примаков – тогда директор Службы внешней разведки России. Вместе со своими коллегами, генералами Вячеславом Трубниковым и Геннадием Евстафьевым, он представил аналитический доклад СВР России под названием «Новый вызов после «холодной войны»: распространение оружия массового уничтожения».

Пресс-конференция СВР России 1993 г.

В преддверии 30-летия со дня выхода Доклада в ИД «Коммерсант» вышла колонка профессора МГИМО МИД России, директора и основателя ПИР-Центра Владимира Орлова, где он проанализировал контекст представления Доклада, а также его значение для режима ядерного нераспространения и глобальной архитектуры безопасности в целом.

Владимир Орлов обращает внимание, что набор ядерных фигурантов, вызвавших в первой половине 1990-х гг. пристальное внимание российских разведчиков, не сильно изменился: в первом ряду по-прежнему Израиль, Индия Пакистан – неофициальные ядерные государства; к ним примыкает сложный случай – КНДР. Остаются в зоне внимания Япония, Южная Корея, Иран, Саудовская Аравия и Украина.

Более того, несмотря на очевидные успехи в части купирования угроз режиму нераспространения ОМУ, череда имиджевых ударов под дых (самый известный – интервенция в Ирак в 2003 г. под предлогом поиска оружия массового уничтожения) привела к тому, что благородное дело борьбы с распространением ОМУ оказалось скомпрометировано.

Владимир Орлов резюмирует, что головная боль с расползанием ядерного оружия по миру никуда не уходит. И, в условиях разрыва шелковой нити негласной координации по сложным случаям ядерного нераспространения между РФ и США, ей на смену в перспективе вполне может прийти российско-китайский нераспространенческий шелк. Тем более, что необходимость развития подобной кооперации Москвы и Пекина обуславливается в том числе и нынешней геополитической ситуацией.

Полный текст статьи доступен по ссылке.

Напомним, актуальность «нераспространенческой» проблематики для мирового сообщества также подчеркивается в докладе ПИР-Центра «Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире». В докладе отмечается, что сегодняшний кризис режима ядерного нераспространения является одним из явных маркеров эрозии существующих институтов безопасности. В этой связи одной из вероятных «болевых точек» авторы считают Азиатско-Тихоокеанский регион, где острое соперничество КНР и США провоцирует новую гонку вооружений.

Ознакомиться с текстом доклада ПИР-Центра о новой «ядерной девятке» можно по ссылке.

Также приглашаем ознакомиться с интервью Геннадия Михайловича Евстафьева –одного из ключевых авторов открытого доклада СВР России 1993 г. (на момент описываемых событий – генерал-майора, начальника профильного управления СВР России, курировавшего вопросы нераспространения ОМУ и контроля над вооружениями) – на русском и английском языках.

Е3/TSU – 01/23

Ключевые слова: Ядерное нераспространение

NPR/NPT