Дипломатические и экспертные круги всё чаще сходятся во мнениях, что иранская «ядерная сделка» может быть возобновлена в самое ближайшее время, хотя ещё в начале марта казалось, что перспективы восстановления СВПД весьма туманны.
5 марта глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия потребовала от США письменных гарантий, что ситуация с санкциями из-за украинских событий никак не повлияет на её сотрудничество с Ираном после реставрации «ядерной сделки». СМИ сообщали, что позиция Москвы вызвали раздражение и в Тегеране, и в Вашингтоне, поскольку сделка была уже максимально близка к завершению, а новые условия могли торпедировать весь переговорный процесс. Западные дипломаты начали говорить о том, что сделку могут перезаключить, минуя Россию.
Затем 10 марта глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что США выдвинули ряд новых условий по возврату к СВПД. По словам Абдоллахиана, эти максималистские требования не имеют логического обоснования и противоречат заявлениям США о намерении перезаключить сделку в кратчайшие сроки.
В ночь на 13 марта произошло ещё одно неожиданное событие. С территории Ирана был совершён ракетный удар по объектам израильского «Моссада», якобы расположенным в непосредственной близости от консульства США в Эрбиле, столице Иракского Курдистана. В разговоре с иракским премьер-министром Мустафой аль-Казими госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о необходимости призвать Иран к ответу.
Однако вскоре ситуация начала исправляться. 15 марта состоялась встреча Сергея Лаврова и Хосейна Абдоллахиана. По её итогам глава российского МИДа заявил, что Москва получила от США требуемые гарантии, а его иранский коллега подтвердил, что Россия не создаёт никаких препятствий для переговоров по СВПД, которые никак не связаны с ситуацией на Украине. Вслед за этим Хосейн Абдоллахиан переговорил с министром иностранных дел КНР Ван И, который выразил поддержку Ирану на переговорах в Вене.
На следующий день стало известно, что Иран освободил двух задержанных иранцев, имеющих также британское гражданство, а Великобритания вернула Тегерану задолженность в 400 млн фунтов стерлингов. В Тегеране заявили, что эти два события никак не связаны между собой, хотя это выглядит как ещё один шаг на пути к восстановлению СВПД.
Наконец, 17 марта портал Axios сообщил, что США рассматривает возможность исключения иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) из списка террористических организаций в обмен на обязательство со стороны Тегерана перейти к деэскалации в регионе. По словам издания, решение опять-таки никак не связано с переговорами в Вене, однако именно этот вопрос оставался одним из камней преткновения в отношениях между Ираном и США.
По данной теме читайте научную записку Индекс Безопасности с докладом Дарьи Хейрие «Россия и иранская ядерная программа: какие шаги необходимо предпринять для обеспечения основных принципов и ценностей нераспространения?» (на английском языке)