Вышел новый доклад ПИР-Центра по оценкам угроз распространения ядерного оружия в мире

Где рассматривается возможное влияние дальнейшей деградации обстановки в сфере международной безопасности на перспективы распространения ЯО на примере Японии, Южной Кореи, Тайваня, Украины, Турции, Ирана, Египта, Саудовской Аравии и Бразилии.
30 ноября 2022

Итак, почему же новая ядерная девятка? Ведь ПИР-Центр, за все без малого тридцать лет своего существования, никогда не грешил алармизмом. Мы – не паник еры. Мы – аналитики. Вот именно поэтому мы и представляем сегодня этот доклад. Никого не пугая, не нагнетая страстей, мы чувствуем потребность в том, чтобы открыто обсудить наболевшие, но часто – под тем или иным благовидным предлогом – ретушируемые проблемы ядерного нераспространения в 21-м веке.

Орлов
Владимир Орлов
Основатель и директор ПИР-Центра, главный редактор доклада

Сегодня ПИР-Центр опубликовал доклад «Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире», в котором анализируются возможные угрозы для режима ядерного нераспространения в долгосрочной перспективе. Новость об этом уже опубликовал Интерфакс.

Данное исследование было подготовлено авторским коллективом из 12 исследователей под редакцией основателя и директора ПИР-Центра Владимира Орлова и научного сотрудника ПИР-Центра Сергея Семенова. Авторы рассматривают возможное влияние дальнейшей деградации обстановки в сфере международной безопасности на перспективы распространения ядерного оружия (ЯО) на примере Японии, Южной Кореи, Тайваня, Украины, Турции, Ирана, Египта, Саудовской Аравии и Бразилии.

Целью данного доклада было проанализировать наиболее радикальные сценарии развития обстановки в сфере ядерного нераспространения, которые могут привести к появлению на политической карте мира новых ядерных государств. В качестве государств и территорий, готовых играть на повышение, рассматриваем Японию, Республику Корею, Тайвань, Украину, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, Иран и Бразилию. Именно эти государства и территории, на наш взгляд, могут быть заинтересованы в поддержании неопределенности относительно своих ядерных амбиций – либо в качестве последнего довода короля, либо в качестве разменной монеты.

Для каждой из рассматриваемых стран авторы проанализировали официальную декларируемую политику относительно ЯО, заявления официальных лиц и представителей политических сил страны насчёт возможности приобретения ЯО, научно-технический потенциал в сфере ядерного топливного цикла и средств доставки, имеющиеся в открытом доступе данные об возможной незадекларированной ядерной деятельности, экономические и политические ограничители, состояние общественного мнения.

Выводы по исследованию можно суммировать следующим образом:

  • Нынешнее проблемное состояние режима ядерного нераспространения – симптом более широкого кризиса в архитектуре обеспечения международной безопасности. Переход к полицентричному мироустройству сопровождается эрозией американоцентричных институтов безопасности, которые ранее позиционировались западными государствами как один из элементов режима нераспространения ЯО.
  • Наибольшие риски распространения ЯО. по нашим оценкам, связаны с АТР. Намечающаяся в регионе гонка вооружений, попытки США «дружить» с государствами АТР против Китая усугубляют ситуацию. В этой связи требуется пристальный мониторинг соответствующих программ Японии и Республики Корея.
  • В свете возможных рисков распространения особенно актуальна деполитизированная, недискриминационная деятельность МАГАТЭ по проверке ядерной деятельности. Принципиально важно не допустить политизации системы гарантий Агентства, скорректировать сложившийся перекос в сторону верификационной деятельности в развивающихся государствах.