Статус: Открыт

Вышел новый номер электронного журнала “Индекс Безопасности” со статьей Андрея Баклицкого «Возможности для трансформации механизмов контроля над вооружениями применительно к новым технологиям и видам вооружений»

2 февраля 2021

МОСКВА. 2 ФЕВРАЛЯ 2021. ПИР-ПРЕСС. Вышел новый номер электронного журнала “Индекс Безопасности” со статьей Андрея Баклицкого «Возможности для трансформации механизмов контроля над вооружениями применительно к новым технологиям и видам вооружений».

В статье рассматриваются перспективы и варианты договорённостей по контролю над ПРО, лазерным оружием и неядерными стратегическими вооружениями.  На основе анализа складывающего в российско-американских отношениях баланса по этим системам вооружений автор делает вывод о нереалистичности запрещения рассматриваемых систем. Скорее, речь может идти об ограничении их количественных и качественных параметров. Также целесообразно запретить размещение элементов ПРО (как на основе ракет-перехватчиков, так и на новых физических принципах) в космическом пространстве и за пределами национальной территории.

Главное:

  • Для достижения максимального результата в отношении контроля над системами ПРО стоит сосредоточить усилия на мобильных системах противоракетной обороны и комплексах за пределами США. Ограничения на экспорт стратегических систем ПРО могут отвечать интересам и Москвы, и Вашингтона.
  • В сфере контроля над лазерными вооружениями очевидно, что оснащение наземных, морских и воздушных платформ лазерами, преимущественно для функций ПВО ближнего радиуса, неизбежно. В этом контексте наибольшую угрозу для российских стратегических ядерных сил представляет собой размещение стратегического лазерного оружия в космосе или на воздушных платформах (из-за сильной зависимости лазеров морского и наземного базировании от атмосферных условий).
  • У России и США практически нет опыта в области контроля над стратегическим неядерным оружием. В тех случаях, когда Москва и Вашингтон касались этого вопроса, стратегические неядерные вооружения либо запрещались, либо вносились в общие потолки со стратегическими ядерными вооружениями.
  • Контроль над стратегическими неядерными вооружениями осложняется сильно выраженной асимметрией между российскими и американскими арсеналами. Количество крылатых ракет воздушного и морского базирования, стоящих на вооружении в США, значительно превосходит количество российских КРВБ и КРМБ, что не стимулирует Вашингтон к переговорам по контролю над ними. Помимо этого, США в своем планировании также исходят из довольно значительного ракетного арсенала КНР.
  • Массовое производство гиперзвуковых систем ограничено их высокой стоимостью (выше, чем у обычных боеголовок), и узким спектром задач для данного типа вооружения. Нельзя исключить, что гиперзвуковые планирующие боевые блоки останутся нишевым проектом, не оказывающим слишком большого влияния на стратегическую стабильность.
  • В зависимости от темпов развития американских гиперзвуковых планирующих блоков и угрозы, которую они (в первую очередь системы морского и воздушного базирования) будут представлять для России, можно рассмотреть вопрос их количественного контроля в связке с российской аэробаллистической ракетой «Кинжал», с которой они сопоставимы по параметрам.

Читать на сайте ПИР-Центра