Ключевым вектором мирового развития после окончания «холодной войны» остается формирование полицентричной системы международных отношений. Этот процесс продолжается, хотя США и пытаются его обратить вспять, навязывая всем вместе со своими сателлитами недемократическую, однополярную модель под видом «порядка, основанного на правилах».
По этой причине международная ситуация остается крайне неустойчивой. США демонстрируют неготовность учитывать законные интересы нашей страны или любого другого государства, проводящего самостоятельный курс. Украинский кризис показал, что ЕСовский Брюссель готов безропотно следовать в кильватере политики Вашингтона в ущерб национальным интересам европейских стран. Это подтверждает, среди прочего, отсутствие у Евросоюза способности, да и желания обрести стратегическую автономию.
Деструктивная линия западной коалиции фрагментирует геополитическое пространство и мировую экономику. Подливая масло в огонь конфликта на Украине, она создает неприемлемые риски в сфере международной безопасности, в том числе, как это бывало уже не раз, условия для появления новых террористических и криминальных угроз. В Вашингтоне сознательно идут на разрушение основ миропорядка, сложившегося по итогам Второй мировой войны. Пытаются приспособить под свои эгоистические потребности и Устав ООН, и правила ВТО, и механизмы ОБСЕ. Избирательно трактуют фундаментальный принцип неделимости безопасности. Небывалого размаха достигли вводимые Западом односторонние санкции и другие незаконные меры принуждения в отношении суверенных государств.
Мы считаем, что нельзя допустить доминирования одной страны или группы стран на мировой арене. Выступаем за реализацию на практике фундаментального международно-правового принципа суверенного равенства государств. В этом вопросе у России много единомышленников – мы далеко не одиноки. Утверждения, будто Россия изолирована, не соответствуют действительности. Большинство партнеров, включая союзников по ОДКБ, Китай и другие страны БРИКС, многие государства Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки не присоединились к антироссийским санкциям, выражают понимание наших мотивов и причин специальной военной операции на Украине. В приватных беседах с нескрываемым раздражением высказываются о неприкрытом давлении, оказываемом на них американцами.
В отличие от западной, наша повестка дня в международных делах всегда была и остается конструктивной. Наши цели не связаны с геополитической экспансией или навязыванием своей модели развития, как у НАТО, ЕС и США. Все, что мы делаем вовне, направлено на решение задачи обеспечения безопасных и благоприятных внешних условий для устойчивого внутреннего развития, повышения уровня и качества жизни российских граждан. В данном контексте развиваем отношения с широким кругом международных партнеров на всех географических векторах, кроме западного. Придаем большое значение развитию многостороннего сотрудничества в ООН, «Группе двадцати», БРИКС, ШОС и других многосторонних объединениях с опорой на международное право и уважительное отношение друг к другу. Открыты к диалогу при условии, что партнеры будут вести его честно.
В обозримом будущем нельзя исключать эскалации кризисных ситуаций в тех регионах мира, где США и их союзники стремятся сохранить свое доминирование. В частности, наблюдаем рост конфликтного потенциала в АТР, остается весьма волатильной обстановка по всему периметру российских границ, на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной Азии. По инициативе Вашинггона и многочисленным политико-вопреки дипломатическим инициативам происходит милитаризация космического и информационного пространств. В контексте усилий Запада по насаждению своих порядков заметно деградировала культура дипломатического диалога и поиска компромиссов. Все эти факторы дают основания для вывода о том, что международная напряженность продолжит возрастать, но это не наш выбор.
С учетом рисков дальнейшей эскалации украинского кризиса и общей непредсказуемости развития международной обстановки безусловным приоритетом российской дипломатии становится предотвращение прямого конфликта между ядерными державами, поддержание диалога по деконфликтингу. Сегодня крайне востребована работа по обеспечению стратегической стабильности, сохранению режимов нераспространения ОМУ, улучшению ситуации в сфере контроля над вооружениями.
Внешнеполитические интересы России как великой державы имеют глобальную проекцию. Наша страна играет стабилизирующую роль в различных регионах мира. Наращиваем многогранное сотрудничество с государствами СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. Приоритетное внимание уделяем странам, на деле заинтересованным в развитии взаимовыгодных, равноправных отношений с Россией. Намерены укреплять потенциал многосторонних объединений и интеграционных структур с ведущей ролью России (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС). Именно такие форматы помогают решать задачи внутреннего развития.
На фоне роста русофобских настроений в США и Европе, а также в Японии будем прилагать усилия по донесению правдивой информации о нашей стране и опровержению пропаганды западной «империи лжи».
Не забываем и про задачу защиты прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом, продолжим оказывать поддержку проживающим за границей соотечественникам.
Являясь государством-цивилизацией, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державой, Россия готова к любым вариантам развития ситуации на международной арене. Свою безопасность и национальные интересы, а равно и защиту наших союзников мы сможем обеспечить перед лицом любых угроз и вызовов. Однако, несмотря ни на какие трудности, будем и впредь стремиться к формированию более демократического и справедливого мира, где гарантировались бы права всех народов и сохранение культурно-цивилизационного многообразия человечества.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков на XXI Международной школе ПИР-Центра