Мы посчитали – 649 выпускников Школы, тренингов и стажировок ПИР-Центра. Это без студентов магистратуры (пока их 34) и нескольких сотен участников массовых курсов и молодежных форумов. Много это или мало? Если сравнить с выпуском университетов – не много. Для сообщества тех, кто занимается вопросами международной безопасности и нераспространения на пространстве СНГ – весьма весомо. А для того, чтобы ответить на вызовы новых технологий и киберпространства – пока что очень мало.
ПИР-Центр занялся работой с молодежью и тем, что сейчас называется общественная, образовательная дипломатия больше 20 лет назад. Думаю, тогда и слов таких не знали, но знали другое – нужны специалисты. Ведь в странах-наследниках крупнейшей ядерной державы почти не было тех, кто построит национальные системы экспортного контроля и будет грамотно представлять свою страну на международных площадках по нераспространению.
Сейчас такие специалисты есть – в каждом МИДе, в ключевых университетах и научных центрах стран СНГ. Среди них выпускники программы ПИР-Центра: 144 дипломата, военных и других госслужащих, включая послов, руководителей управлений и отделов. 505 экспертов, преподавателей, журналистов. Вы заметили, что, если читать хорошие газеты – там достаточно высокий уровень и подачи информации и дискуссии по стратегическим вопросам.
Не хотел бы сказать, что это заслуга только ПИР-Центра. Конечно нет, но да – вместе с университетами, Академией наук, российскими и зарубежными партнерами при весьма конструктивной поддержке госорганов – мы создали такое сообщество специалистов нового поколения. Мы узнаем друг друга на полях ООН и обзорного процесса ДНЯО, делаем совместные курсы и проекты. Если что-то не понимаем, то знаем к кому обратиться. Это сообщество говорит и понимает на русском языке, эти специалисты отстаивают свои интересы, но знают и общую систему координат нераспространения и глобальной безопасности.
Сейчас перед нами задача похожая, но, может быть, даже более сложная задача. Мы немного теряемся в новых технологических реалиях, а кругом, кажется, не только друзья, которые хотели бы вам помочь. Кругом борьба – нужно и свое место отстоять и общий мир сохранить.
Экспертов, одинаково хорошо владеющих знаниями о технологиях, политике, праве и готовых предлагать решения на их пересечении – единицы. Для начала нужны хотя бы переводчики – с технического и экономического языков на политический и правовой. Не забыть при этом про перевод на язык этики. И желательно, чтобы русский язык оставался и развивался как язык глубокой и продуктивной дискуссии о мировых проблемах.
Тех, кто готов не только заглянуть в абстрактное будущее, но и предложить решение вполне конкретных задач, с этим будущим связанных, мы и стараемся собрать на наших Школах и тренингах.
Основной принцип образовательной программы ПИР-Центра: будущее каждого из нас лично, наших стран, безопасности в нашем регионе и во всем мире зависит от нас самих – от нашего умения определять ключевые проблемы, формулировать собственные и находить общие интересы, договариваться и принимать совместные реалистичные решения.
Нам недостаточно поставить диагноз – новая нормальность конфликтная – нам нужно искать решения. Для этого мы предлагаем и детально разобраться в ключевых событиях и тенденциях, изучить полезный опыт, а главное – поискать инструменты для формирования общего видения видение будущего.
К активной профессиональной работе приступает новое поколение людей – свободных от искусственных ограничений, самостоятельных, творческих, искренних и ответственных. Общие вызовы требует совместных решений. Учиться эти решения искать – в этом и есть в чем-то традиционный, а чем-то новый смысл образовательной программы ПИР-Центра.