В настоящее время Африка является объектом повышенного внимания со стороны ключевых мировых и региональных игроков. Борьба за ресурсы, политическое влияние, экономическое сотрудничество, военное присутствие меняет ландшафт угроз и возможностей, стоящих перед странами региона.
Регион Сахеля является одним из ключевых «узлов» борьбы за влияние ввиду стратегического положения, богатства природными ресурсами и его значения для региональной и международной безопасности. Урановая добыча традиционно являлась одной из главных экономических «жил» региона, привлекая внимание международных игроков. Так, один из главных поставщиков уранового сырья, Нигер, занимающий седьмое место среди крупнейших производителей урана в мире, обеспечивает около 5% мирового производства урана. Причем, высокий потенциал добычи урана обеспечивается как запасами крупных месторождений, таких как Арлит и Имурарен, так и неизведанных урановых рудников, что делает геологическую разведку одним из перспективных направлений сотрудничества в регионе.
Исторически урановая промышленность Сахеля находилась под доминированием иностранных корпораций, особенно французской компании-монополиста Orano. Однако с ослаблением политического влияния Франции конкурентный ландшафт продолжает меняться с приходом таких игроков, как США и Китай. Для российской ядерной энергетики урановый рынок Сахеля представляет значительные возможности.
Исторически сложившиеся прочные отношения России с африканскими странами, не омраченные опытом колониальной политики, дают ей уникальное преимущество для укрепления позиций в регионе. Это делает Россию перспективным партнером для стран Сахеля, особенно в вопросах добычи урана и развития ядерной энергетики. Российская ядерная промышленность, признанная одной из самых передовых в мире, обладает экспертизой и технологическими возможностями, способными способствовать эффективному освоению урановых ресурсов. Установленные политические связи России с африканскими странами усиливают потенциал сотрудничества. В особенности, значительный опыт России в области сотрудничества по вопросам безопасности с африканскими странами, добавляет дополнительный уровень доверия к российскому присутствию.
Проект преследует задачу исследовать перспективы и возможности укрепления российских позиций на урановом рынке Сахеля. Методы исследования будут включать элементы экономического и политического анализа, анализ открытых источников и др. Целью проекта является комплексное исследование уранового рынка Сахельского региона, включая его экономический и конкурентный ландшафт, а также оценка возможностей, рисков и факторов укрепления сотрудничества России с государствами региона в сфере добычи урана и других областях атомной энергетики.
Нигер имеет столетнюю историю добычи урана на своей территории, и в основном этой добычей руководила французская компания Areva, позже переименованная в Orano. Мы видели результаты этой деятельности на фотографиях в ходе сегодняшней встречи. Они показывают значительный ущерб, а процесс эксплуатации не был экологически благоприятным для Нигера и его местного населения. Произошло значительное загрязнение почв, особенно в районах Акута. Разведка и экспорт нефти имеют жизненно важное значение для Нигера, хотя они осуществляются в очень скромных объемах. Однако даже эти скромные объемы превышают объемы экспорта урана. Поэтому Нигер критикует Orano за ее не очень честную практику добычи, поскольку доходы от добычи нефти превышали доходы от добычи урана. Нигер активно развивает сотрудничество с Россией в сфере добычи урана, в частности с Росатомом и его дочерними компаниями. В свою очередь, Россия все больше сосредоточивается на суверенитете, что соответствует её национальному курсу. Также усиливается внимание к развитию человеческого капитала, местных кадров и технологий. Уранодобывающая отрасль Нигера находится на пороге значительных трансформаций. Есть надежда на расширение сотрудничества между Россией и Нигером в сферах развития человеческих ресурсов и технологий. Районы вокруг месторождений пока слабо развиты. Хочется верить, что Россия примет активное участие в проектах, которые будут учитывать социальные и экономические факторы. В заключение отмечу, что основные направления сотрудничества включают развитие человеческих ресурсов и образования, технологические инновации, а также поддержку местных сообществ, живущих рядом с месторождениями полезных ископаемых.
Из выступления господина Исса Абду Сидику на экспертном семинаре на тему «Россия-Африка: анализ перспектив стратегического сотрудничества и выявление препятствий. От урана к высоким технологиям», проведенного 14 ноября 2025 г. ПИР-Центром совместно с Международным клубом Триалог (в рамках 128-го заседания Клуба). Переведено с французского языка Александрой Зубенко, консультантом ПИР-Центра.