Константин Прибытков — о том, что обсуждали представители России и Штатов в Женеве спустя 60 лет после Кубинского ракетного кризисаСостоявшаяся в Женеве 19 октября конференция “Карибский кризис 60 лет спустя: уроки для XXI века” стала площадкой для неформального диалога России и США по актуальным вопросам международной безопасности. Позитивный итог форума состоит, в частности, в том, что, несмотря на напряженность в отношениях двух стран, никто из участников не поставил под сомнение необходимость и важность продолжения подобных дискуссий и контактов, отметил мне информированный источник.
По его словам, “конференция предоставила возможность для неформального обмена мнениями: обе стороны приняли участие прежде всего, чтобы еще раз обозначить свои позиции и выслушать друг друга”. Важно то, что, “излагая свои позиции, никто из числа официальных представителей не поставил под сомнение необходимость продолжения двустороннего диалога”.Значимым моментом стало то, что в женевском мероприятии участвовали не только независимые эксперты, занимающиеся вопросами разоружения и международной безопасности, но и представители внешнеполитических ведомств России и США, продолжил мой собеседник. Общий уровень участников был высоким и предполагал профессиональный и заинтересованный разговор. Помимо солидной группы экспертов с обеих сторон в конференции приняли участие посол России в США Анатолий Антонов, заместитель постоянного представителя РФ в Женеве Андрей Белоусов, заместитель помощника госсекретаря США Александра Белл, многолетний посол по контролю над вооружениями и бывший администратор Национального управления по ядерной безопасности США Линтон Брукс.
“Идея провести неформальное мероприятие, куда можно было бы пригласить обе стороны и на которое могли бы откликнуться в том числе официальные представители США и России, вызревала достаточно долго. Этот вопрос с июня обсуждался по линии ПИР-Центра, Женевского центра политики безопасности и Центра изучения проблем нераспространения им. Дж. Мартина”, — пояснил собеседник. Нашелся и подходящий повод — 60-летие Карибского кризиса.онференция проходила на фоне крайне непростой обстановки в мире и роста напряженности в отношениях между Россией и США. Данное обстоятельство повысило ценность состоявшейся дискуссии в рамках так называемой полуторной дорожки, то есть встречи с участием как официальных представителей, так и независимых экспертов. Ранее США “фактически заморозили любые официальные двусторонние контакты не только на уровне, предполагающем подготовку рекомендаций и выработку решений, но даже просто обмен текущей информацией”, отметил собеседник. “Единственным серьезным контактом за последнее время” была экспертная встреча в августе на полях обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), посвященная снижению стратегических рисков.
Конференция в Женеве состояла из открытой и закрытой части. Закрытая часть предполагала “более доверительный, откровенный и содержательный диалог”. Такой порядок проведения конференции позволил пригласить с обеих сторон специалистов, которые “непосредственно вовлечены в обсуждение весьма чувствительной проблематики контроля над вооружениями и разоружения”. Интерес представляло и то, что мероприятие проходило по горячим следам обзорной конференции ДНЯО, хотя ее итоги и не затрагивались в ходе дискуссии. В Женеве “удалось, несмотря на все сложные обстоятельства и комплекс проблем в российско-американских отношениях, вызванных в том числе ситуацией на Украине, обменяться мнениями по ряду острых вопросов, один из которых касался реальности применения ядерного оружия”, подчеркнул собеседник.
Ожидаемо большой интерес на конференции вызвало выступление Анатолия Антонова. Как отметил мой собеседник, российский посол “подал однозначный и сильный сигнал американской стороне, который, как мы надеемся, дойдет и до соответствующих уровней принятия решений в Госдепартаменте и Белом доме”.Помимо этого, российские участники напомнили на форуме об инициативах России и “еще раз обозначили готовность Москвы вести предметный и конструктивный диалог с Вашингтоном”, который должен проходить “на основе учета интересов всех его сторон и фундаментальных принципов международной безопасности и ядерного разоружения, в частности принципа, согласно которому результатом сокращения ядерных вооружений должно быть укрепление как международной безопасности, так и безопасности участников этого процесса”. Кроме того, должен безусловно соблюдаться “принцип неделимой и равной безопасности для всех”.
Соединенным Штатам напомнили также о ранее озвученной инициативе — о выработке нового уравнения безопасности, которое отражало бы комплексный подход к решению вопроса контроля над ракетно-ядерным вооружением с учетом всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность. “Российские представители напомнили и о предложении президента России провести встречу лидеров государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН по вопросам международной безопасности с акцентом на проблематику контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения”, — сказал мой собеседник.
Оригинал: https://tass.ru/opinions/16158077