Strategic Offensive Reductions Treaty, SORT
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Treaty Between the United States of America and the Russian Federation оn Strategic Offensive Reductions). Двустороннее соглашение, направленное на продолжение и преемственность процессов ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ) РФ и США. Подписан президентом РФ В.В. Путиным и президентом США Дж. Бушем-младшим 24 мая 2002 г. в Москве.
Срок истечения его действия – 31 декабря 2012 г. Договор СНП базируется на односторонних заявлениях, сделанных президентами двух стран на российско-американском саммите в США в ноябре 2001 г. Ратифицирован обеими сторонами в 2003 г. Договор устанавливает, что стороны уменьшают «уровни своих стратегических ядерных боевых зарядов до 1700–2200 единиц». В контексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Договор СНП является очередным шагом по выполнению обязательств ядерных держав в отношении сокращения своих ядерных потенциалов и вносит определенный вклад в дело нераспространения ядерного оружия. В Ст. III Договора СНП предусматривается создание «двусторонней комиссии по выполнению», однако данная процедура детально не прописана.
Договор СНП получил весьма противоречивые оценки в политических и экспертных кругах России. Прежде всего, в связи с отсутствием понятийной части, его положения могут быть истолкованы сторонами по-разному. В частности, не было согласовано новое определение «стратегический ядерный боезаряд», что сказывается на методике подсчета [в Договоре о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1, подписан в 1991 г.), понятийным инструментарием которого принято руководствоваться, используется другое определение – «стратегический боезаряд»]. Это имеет конкретное практическое значение, поскольку новая ядерная политика США, принятая в 2002 г., предполагает развертывать неядерные боезаряды на стратегических носителях и при этом вывести их из-под засчета. Не удалось договориться о т. н. возвратном потенциале, т. е. не достигнута необратимость сокращений. Договор предусматривает учет только оперативно развернутых боезарядов и не предполагает физического уничтожения тех зарядов, которые будут сняты с носителей. Договор СНП не предусматривает собственного контрольного механизма для проверки полноты выполнения сторонами своих обязательств, в то же время Россия и США достигли понимания, что в целях верификации будут применяться механизмы, заложенные Договором СНВ-1.
Ист.: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов // Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 519–521.
Лит.: Дьяков Анатолий, Кадышев Тимур, Мясников Евгений, Подвиг Павел. Ратифицировать нельзя отклонить: Что делать с Договором о стратегических наступательных потенциалах России и США? // Независимое военное обозрение. 2002. 20 сентября;
Балуевский Ю.Н. Договор СНП отвечает интересам России и сегодня, и в перспективе // Ядерный Контроль. 2003. ¹ 1. С. 9–17.
См. также: Верификация; Ограничение ядерных вооружений; Разоружение.
Г.М. Евстафьев