Дополнительный протокол

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Дополнительный протокол к соглашению о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ (Additional Protocol)

Устанавливает более строгие меры контроля за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, открыт для подписания в 1968 г.), наделяя Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) дополнительными полномочиями по проверке выполнения государствами своих обязательств.

В результате войны в Персидском заливе в 1991 г. было установлено, что Ирак, являющийся участником ДНЯО и имеющий соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, в течение ряда лет занимался тайной деятельностью по созданию ядерного оружия (см. в ст. Военная ядерная программа). По решению Совета Безопасности (СБ) ООН весь потенциал Ирака в области ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) был уничтожен под наблюдением специальной комиссии СБ (ЮНСКОМ) и МАГАТЭ. Вскрывшиеся факты показали, что система гарантий МАГАТЭ, которая сфокусирована на заявленном государством ядерном материале (ЯМ, см. Ядерные материалы) и заявленной ядерной деятельности и предусматривает сравнительно ограниченные, чем это необходимо, права доступа к информации и ядерным установкам, не является достаточно надежной.

Новые озабоченности побудили международное сообщество осуществить ряд мер по укреплению системы гарантий МАГАТЭ. В 1991–1993 гг. Совет управляющих Агентства подтвердил право на использование специальных инспекций; принял решения относительно заблаговременного предоставления информации о конструкции установок, находящихся в стадии строительства или модернизации, о более широкой схеме отчетности по импорту и экспорту ЯМ, а также по экспорту специального оборудования и неядерного материала.

В 1993 г. Советом управляющих была утверждена «Программа 93+2» по созданию более эффективной системы гарантий. В ходе работы над этой программой было подтверждено, что в число мер, осуществляемых в рамках существующих юридических полномочий, должны входить получение от государств дополнительной информации об установках, на которых когда-либо находился или будет находиться ЯМ, подлежащий гарантиям; расширенное использование не объявленных заранее инспекций; отбор проб окружающей среды в тех местах, к которым инспекторы имеют доступ; использование усовершенствованной технологии для дистанционного контроля перемещений ЯМ.

В число мер, предусматриваемых Д. п., входят:

  • получение информации и доступ инспекторов ко всем аспектам ядерного топливного цикла (ЯТЦ) государств от урановых рудников до хранилищ радиоактивных отходов (РАО), а также к любым другим местам нахождения, где имеется ЯМ;
  • получение информации о научно-исследовательских и опытноконструкторских работах (НИОКР), связанных с ЯТЦ;
  • получение информации о всех зданиях, находящихся на ядерной площадке, и доступ к ним инспекторов с краткосрочным уведомлением;
  • получение общих планов на предстоящий десятилетний период, имеющих отношение к развитию ЯТЦ, включая планируемые НИОКР;
  • получение информации об изготовлении и экспорте чувствительных технологий, связанных с ядерной деятельностью;
  • отбор проб окружающей среды за пределами заявленных мест нахождения в тех случаях, когда МАГАТЭ считает это необходимым;
  • административные мероприятия, улучшающие процесс назначения инспекторов, выдачу многократных въездных виз для необъявленных инспекций и доступ МАГАТЭ к современным средствам связи.

В целом эти меры существенно и качественным образом укрепляют международную систему гарантий. Теперь в отношении государств, присоединившихся к Д. п., МАГАТЭ может подтверждать информацию не только об отсутствии переключения ЯМ с заявленной деятельности, но и об отсутствии незаявленных ЯМ и незаявленной ядерной деятельности в целом. Д. п. позволяет осуществлять проверку на месте с краткосрочным уведомлением, широко использовать необъявленные инспекции.

Совет управляющих МАГАТЭ предложил также провести переговоры о заключении Д. п. к соглашениям о гарантиях с ядерными державами (с учетом их специфики), а также c другими государствами, даже и не являющимися участниками ДНЯО (по документу INFCIRC/66/Rev.2).

Присоединение к Д. п. в отличие от соглашения о гарантиях не является, однако, обязательным. По состоянию на 6 января 2009 г.

Д. п. вступил в силу в 89 государствах. К числу государств, не ратифицировавших Д. п., относятся, в частности, такие страны, как Иран и Мексика; не подписали его Аргентина, Бразилия, Египет, Сирия, Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и целый ряд других государств. Все пять официальных ядерных держав ввели Д. п. в действие.

См. также: Международный режим нераспространения ядерного оружия.

Лит.: Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 140–142;

Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 159–162.

Р.М. Тимербаев