Группа ядерных поставщиков

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Nuclear Suppliers Group, NSG

Международный механизм, образованный для согласования норм экспортного контроля. В ГЯП входят государства, осуществляющие ядерный экспорт или потенциально способные его осуществлять. Ст. III.2 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, открыт для подписания в 1968 г.) установила основополагающую международно-правовую норму экспортного контроля. Через некоторое время, особенно после проведения Индией ядерного испытания в 1974 г., стало очевидным, что на основе этой общей нормы целесообразно разработать более развернутые конкретные международные обязательства, которыми ядерным поставщикам, независимо от их участия или неучастия в ДНЯО, следует руководствоваться при экспорте ядерных материалов, оборудования и технологий.

В результате состоявшегося в конце 1974 – начале 1975 г. обмена мнениями между СССР, США и Великобританией в апреле 1975 г. в Лондоне начались переговоры СССР, США, Великобритании, ФРГ, Канады, а также Франции и Японии (которые тогда еще не были участниками ДНЯО) по выработке единых правил регулирования ядерного экспорта. В дальнейшем к этой группе из семи государств, неофициально именовавшейся «Лондонским клубом», присоединились еще восемь стран: Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария и Швеция. Т. о., общее число участников ГЯП достигло 15 стран.

В результате трехлетней работы 20–21 сентября 1977 г. были согласованы и приняты всеми участниками Руководящие принципы для ядерного экспорта (Guidelines for Nuclear Transfers), которые должны выполняться государствами – членами ГЯП на основе национального законодательства. По их просьбе Руководящие принципы были опубликованы МАГАТЭ в феврале 1978 г. в виде документа INFCIRC/254. К ним были приложены официальные письма генеральному директору Агентства, в которых сообщалось, что соответствующие правительства будут действовать в соответствии с принятыми принципами.

В качестве важного условия в Руководящих принципах предусматривается, что поставщики должны разрешать передачу соответствующих материалов, оборудования и технологий «только при наличии официальных правительственных заверений со стороны получателя, ясно исключающих использование, которое может привести к созданию ядерного взрывного устройства». Включение такого обязательства было необходимо в связи с тем, что Франция и некоторые страны – получатели экспорта не стали еще участниками ДНЯО. Предусматривалось, что все ядерные установки «должны обеспечиваться эффективной физической защитой для предотвращения несанкционированного использования или обращения с ними». В Руководящие принципы было записано требование о том, что «поставщики должны проявлять сдержанность при передаче чувствительных установок, оборудования и технологии, пригодных для производства оружия». При этом «в случае передачи чувствительных установок, оборудования или технологии для обогащения или переработки поставщики должны содействовать тому, чтобы получатели приняли в качестве альтернативы национальным заводам участие поставщика и/или другое подходящее многонациональное участие в отношении таких установок». Были также согласованы условия реэкспорта материалов, оборудования и технологий. В Лондонскую договоренность были включены согласованный Цангера комитетом Исходный список (Trigger List) материалов, оборудования и технологий, который был несколько расширен, а также Критерии физической защиты. Участникам ГЯП не удалось согласовать принцип т. н. полноохватных (всеобъемлющих) гарантий, т. е. требование об охвате гарантиями всей ядерной деятельности государства – получателя экспорта, и к нему ГЯП вернулась позднее.

Принцип всеобъемлющих гарантий в качестве условия ядерного экспорта был принят ГЯП в 1992 г. Россия взяла на себя такое обязательство по Указу Президента РФ от 27 марта 1992 г. Согласно Указу Президента РФ от 6 мая 2000 г., в исключительных случаях ядерный экспорт из России в неядерные государства, не поставившие всю свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ, может осуществляться по индивидуальным решениям правительства РФ исключительно для обеспечения безопасной эксплуатации существующих ядерных установок. Это положение полностью соответствует Руководящим принципам ГЯП.

Помимо принципа всеобъемлющих гарантий в 1992 г. ГЯП приняла документ относительно экспорта товаров и технологий двойного назначения и перечень последних из ок. 65 предметов. Было решено, что контактным пунктом для обмена информацией о предметах двойного назначения является постоянное представительство Японии при МАГАТЭ.

Принятие нового члена ГЯП осуществляется на основе консенсуса, при этом учитываются способность поставлять предметы ядерного экспорта, приверженность Руководящим принципам, наличие национальной системы экспортного контроля, присоединение к ДНЯО или другому международному соглашению о ядерном нераспространении.

По состоянию на 1 июня 2008 г. в ГЯП входят 45 государств. Проводятся ежегодные пленарные заседания с ротацией председателя, имеются постоянно действующие органы: консультации по вопросам режима двойного использования и комиссия по совместному обмену информацией.

В сентябре 2008 г. ГЯП по настоянию США решила сделать исключение для Индии, разрешив экспорт ядерных материалов и технологий в эту страну, несмотря на то что на ее территории не применяются всеобъемлющие гарантии.

Сайт ГЯПhttp://www.nuclearsuppliersgroup.org

Ист.: Указ Президента РФ от 27.03.1992 ¹ 312 «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий» // Российская газета. 1992. 3 апреля;

Руководящие принципы ядерного экспорта (без приложения) // Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 2. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 268–273.

Лит.: Тимербаев Р.М. Группа ядерных поставщиков: история создания (1974–1976). М.: ПИР-Центр, 2000;

Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 339–349;

Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 205–245.

См. также: Закон США «О ядерном нераспространении 1978 г.»Международный режим нераспространения ядерного оружия.

Р.М. Тимербаев