Позитивные гарантии безопасности

Positive Security Assurances

Cоставная часть системы гарантий оказания помощи государствам, не обладающим ядерным оружием (НЯОГ, см. Государство, не обладающее ядерным оружием), со стороны «ядерных государств» (см. Государство, обладающее ядерным оружием, ЯОГ) в случае нападения или угрозы нападения на первые с использованием ядерного оружия (ЯО). К середине 1960-х гг. преобладающее число членов мирового сообщества пришло к убеждению о необходимости скорейшим образом положить конец бесконтрольному распространению ЯО и достижению глобального соглашения между ядерными и неядерными странами о предотвращении дальнейшего расширения «ядерного клуба». Это соглашение было осознанно дискриминационным (фиксировалось количество ядерных государств – США, СССР, Великобритания, Китай и Франция) и должно было быть сбалансировано, в т. ч. обязательствами «ядерной пятерки» по обеспечению безопасности неядерных государств от ядерной угрозы. Эти обязательства получили на названия П. г. б. и негативных гарантий безопасности. Суть требований неядерных государств, выраженных в П. г. б., сводилась к тому, чтобы получать надежную помощь от мирового сообщества при угрозе им ЯО или его применении.

Проблема гарантий безопасности неядерным государствам возникла в процессе разработки Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и оказалась одной из самых сложных и труднорешаемых. После долгих поисков оказалось невозможным согласовать включение положения о гарантиях безопасности в текст самого Договора. 12 июня 1968 г. Великобританией, СССР и США была внесена и 19 июня 1968 г. одобрена Резолюция 255 Совета Безопасности (СБ) ООН по П. г. б. (Франция воздержалась при голосовании; Китайская Народная Республика вернула себе место постоянного члена СБ ООН только в 1971 г.). В частности, данная резолюция подчеркивала, что СБ ООН, «принимая во внимание заинтересованность некоторых государств в том, чтобы одновременно с их присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия были предприняты соответствующие меры по обеспечению их безопасности, имея в виду, что любая агрессия с применением ядерного оружия поставила бы под угрозу мир и безопасность всех государств, […] приветствует намерение, выраженное некоторыми государствами, в отношении того, что они обеспечат или поддержат оказание немедленной помощи в соответствии с Уставом ООН любому, не обладающему ядерным оружием государству – участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, которое является жертвой акта или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия».

Данная договоренность сыграла позитивную роль в деле сдерживания тенденций к распространению оружия массового уничтожения. В Резолюции СБ ООН 984 (1995 г.), принятой уже по инициативе всех пяти ядерных держав в связи с бессрочным продлением действия ДНЯО, были уточнены и расширены отдельные положения П. г. б., но при этом были сохранены дух и буква Резолюции СБ ООН 255.

Ист.: Резолюция Совета Безопасности ООН 255 (1968) // Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 2. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 22–23;

Резолюция Совета Безопасности ООН 984 (1995) // Там же. С. 29–31.

Лит.: Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945– 1968. М.: «Наука», 1999. С. 328–342;

Тимербаев Роланд. Проблема гарантий безопасности неядерных государств в преддверии обзорной конференции по ДНЯО // Индекс Безопасности. 2008. ¹ 4. С. 69–82.

См. также: Меморандум о гарантиях безопасности.

Г.М. Евстафьев