Всеобъемлющие гарантии

Чрезвычайный и Полномочный Посол

(Comprehensive Safeguards)

Международные гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), охватывающие всю ядерную деятельность государств. Установление таких гарантий требуется в соответствии со Ст. III Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, 1968 г.) для всех государств, не обладающих ядерным оружием (НЯОГ, см. Государство, не обладающее ядерным оружием), которые являются участниками этого договора. Аналогичное требование содержится в соглашениях о создании зон, свободных от ядерного оружия [ЯО] (см. Зона, свободная от ядерного оружия) [за исключением Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (см. Тлателолко договор), открытого к подписанию в 1967 г.].

Система В. г., разработанная специальным комитетом Совета управляющих МАГАТЭ в 1970– 1971 гг., была утверждена Советом в виде типового проекта Соглашения о гарантиях между Агентством и неядерным государством – участником ДНЯО (INFCIRC/153). Целью гарантий является «своевременное обнаружение переключения значимых количеств [см. Значимое количество] ядерного материала [ЯМ; см. Ядерные материалы]с мирной ядерной деятельности на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств или на неизвестные цели, а также сдерживание такого переключения в связи с риском раннего обнаружения». Государства создают и ведут национальную систему учета и контроля ядерных материалов и предоставляют МАГАТЭ отчеты о всем ЯМ, подлежащем гарантиям. Инспекторы МАГАТЭ проводят независимую проверку и дают оценку полноты и точности заявлений государств относительно ЯМ и мест его нахождения.

Основным способом обеспечения В. г. является учет ЯМ путем периодического посещения инспекторами установок с целью проверки их инвентарного количества и его изменений и для определения правильности отчетов. Проверка включает измерение ЯМ на месте и отбор проб для анализа в лабораториях МАГАТЭ или партнерских Агентству научных центрах. Используются также такие технические средства, как установка печатей и наблюдение с помощью видеокамер за ЯМ и/или за маршрутами, по которым они проходят. МАГАТЭ может проводить специальные инспекции, если считает, что получаемая от государств и в результате обычных инспекций информация является недостаточной для выполнения им своих обязанностей.

Совет управляющих МАГАТЭ неоднократно в своей истории принимал резолюции, констатировавшие нарушения странами – членами Агентства своих обязательств по соглашению о В. г. (в отношении Ирака – 18 июля 1991 г.; КНДР – 1 апреля 1993 г.; Ирана – 24 сентября 2005 г.).

В связи с выявлением в 1991 г. тайной деятельности Ирака по созданию ЯО (см. в ст. Военная ядерная программа) МАГАТЭ были предприняты меры по укреплению системы В. г. В 1997 г. Советом управляющих был принят Дополнительный протокол к соглашениям о В. г. МАГАТЭ.

Ист.: Структура и содержание соглашений между Агентством и государствами, требуемые в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (в сокращении) // Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 2. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 215–235.

Лит.: Ядерное нераспространение / Под общ. ред. В.А. Орлова. Т. 1. М.: ПИР-Центр, 2002. С. 139–140;

Тимербаев Р.М. Международный контроль над атомной энергией: Первоначальные планы. Существующие системы контроля за ограничением и сокращением ядерных вооружений. Дальнейшие перспективы. М.: «Права человека», 2003. С. 179–180;

Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 158–159.

См. также: Система гарантий МАГАТЭ.

Р.М. Тимербаев