Военная ядерная программа Японии

Согласно «Основному закону об атомной энергии» Японии, принятому в 1956 г., в стране разрешается осуществление ядерной деятельности исключительно в мирных целях. В 1968 г. премьер-министр страны Э. Сато сформулировал «три неядерных принципа» Японии (утверждены парламентом в 1971 г.): не иметь, не производить и не разрешать размещение на своей территории ядерного оружия (ЯО). В 2007 г. в стране действовали 55 ядерных энергоблоков суммарной мощностью 47,5 ГВт, три находились в процессе строительства.

3 февраля 1970 г. Япония подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а ратифицировала его только 8 июня 1976 г. 2 декабря 1977 г. для страны вступило в силу Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ, а 16 декабря 1999 г. – Дополнительный протокол. В настоящее время вся значимая ядерная деятельность Японии находится под гарантиями МАГАТЭ.

Долгая внутриполитическая дискуссия, сопровождавшая ратификацию Японией ДНЯО, показала, что далеко не все в стране согласны с отказом от потенциальной возможности в будущем обладать ЯО для обеспечения национальной безопасности от будущих угроз. Ракетно-ядерный кризис на Корейском полуострове и проведение в октябре 2006 г. КНДР испытания ядерного взрывного устройства дали дополнительные козыри сторонникам пересмотра безъядерного статуса Японии. Быстрый рост экономического (и отчасти военного) потенциала КНР, сопровождаемый усилением американской зависимости от китайского импорта, объективно приводит к развитию опасений руководства Японии относительно готовности США поддерживать ее в возможном конфликте с КНР. Вопрос надежности американского «ядерного зонтика» серьезно обсуждался еще в 1950–1960-х гг., отражением чего стал официальный доклад «Основные принципы дипломатической политики» Японии (1969 г.). В докладе отмечалось, что страна не может бесконечно полагаться на «ядерный зонтик» США, и рекомендовалось, чтобы Япония овладела возможностями для создания собственного ЯО.

Нельзя также не учитывать потенциальной возможности объединения двух Корей и образования единого сильного торгово-экономического и военного соперника Японии в регионе. Перечисленные факторы заставляют военно-политическую элиту Японии весьма осторожно относиться к бессрочному отказу от обладания ядерным статусом, что проявляется в начале XXI в. в росте в стране числа сторонников создания ЯО. При этом в Японии существует современная научно-производственная база, позволяющая в кратчайшие сроки создать и ядерный заряд (ЯЗ), и ЯО как систему вооружений.

К сдерживающим пересмотр безъядерных принципов Японии факторам можно отнести сохраняющиеся сильные антиядерные настроения среди населения страны, возникшие вследствие ядерных бомбардировок США японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г., в результате которых погибли более 200 тыс. чел. Впрочем, в 1970–1980-е гг. был создан прецедент нарушения «трех неядерных принципов», когда в порты Японии заходили американские корабли с ЯО на борту.

Наибольшее опасение международного сообщества вызывает ориентация Японии на обладание всеми звеньями ядерного топливного цикла (ЯТЦ), включая промышленное обогащение урана и радиохимическую переработку облученного ядерного топлива (ОЯТ). В префектуре Окаяма с 1989 г. действует демонстрационный уранообогатительный завод на основе центрифужной технологии (опытная центрифуга была создана в 1982 г.). С 1992 г. в Роккашо-мура (префектура Аомори) действует промышленный завод по обогащению урана проектной мощностью 1,5 млн ЕРР (в настоящее время работает на мощности 1 млн ЕРР; для производства одного уранового ЯЗ необходимо в среднем ок. 4 тыс. ЕРР).

С 1977 г. в Токай-мура в 130 км на северо-восток от Токио осуществляется радиохимическая переработка ОЯТ на опытном заводе с производительностью 90 т ОЯТ ежегодно (к 2006 г. здесь было регенерировано 1116 т ОЯТ). В Роккашо-мура завершено строительство промышленного завода по радиохимической переработке ОЯТ производительностью 800 т ОЯТ в год. Завод сможет выделять до 4 т плутония в год. Кроме того, в течение ряда лет регенерация японского ОЯТ осуществлялась во Франции и Великобритании, и в ходе трех поставок Япония получила более 2т энергетического плутония. К концу 2006 г. у Японии имелось 45 т выделенного реакторного плутония, 4 т из которых находились на территории страны, а остальные – в Западной Европе (в основном во Франции).

Т. о., в настоящее время Япония относится к числу государств, чей экономический, промышленный и научно-технический потенциал позволяет в короткие сроки осуществить создание ЯО в случае принятия соответствующего политического решения.

Лит.: Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспространение. 1945–1968. М.: «Наука», 1999. С. 147–148;

Белоус Владимир. Может ли Япония стать ракетно-ядерной державой? // Ядерный Контроль. 1997. ¹ 26. С. 20–24; DiFilippo Anhony. Japan’s Nuclear Disarmament Policy and the

U.S. Security Umbrella. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2006; Takubo Masafumi. Wake Up, Stop Dreaming: Reassessing Japan’s Reprocessing Program // Nonproliferation Review. 2008. ¹ 1. P. 71-94.

В.Е. Новиков.