В период с 10 по 13 ноября 2022 г. младший научный сотрудник программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-Центра Алексей Юрк принял участие в Международном молодёжном форуме «Россия – Ближний Восток». Форум был организован Центром внешнеполитического сотрудничества им. Е.М. Примакова и прошёл в г. Пятигорске, в стенах Пятигорского государственного университета.
Рабочие сессии
Первая рабочая сессия была посвящена перспективам новой системы безопасности в зоне Персидского залива. Дискуссию открыл независимый исследователь из Саудовской Аравии д-р Хешам Альганнам. Он сразу отметил, что будет представлять не саудийский, а общерегиональный взгляд на проблемы Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). По его словам, регион, страдающий от множества проблем в сфере безопасности, страдает и от внутренних проблем, прежде всего, от отсутствия доверия между государствами, а также от плохого управления как на внутригосударственном, так и на межрегиональном уровне. В то же время, он подчеркнул, что странам необязательно соглашаться по всем пунктам, но наоборот, проговаривать имеющиеся разногласия, чтобы поддерживать диалог.
Монархии Залива д-р Альганнам назвал, возможно, единственным стабильным очагом в регионе, однако подчеркнул, что в одиночестве они выстоять не смогут. Поэтому, по его мнению, странам БВСА необходимо установить общерегиональную систему безопасности, что будет сложно поначалу, но необходимо. Также он добавил, что региону необходимо поддерживать диалог с глобальными игроками, чтобы получить от них поддержку своих усилий.
Вторым спикером выступил В.А. Кузнецов, к.и.н., руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. Его выступление было главным образом посвящено российской Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, последняя редакция которой вышла в 2021 г. Он выделил несколько основных идей, на которых базируется данная концепция. Первая из них – это универсальность, что означает обсуждение и договорённости не только в сфере военной безопасности, но также по экологическим, экономическим и энергетическим вопросам. Проблемой данного подхода, по его мнению, является опасность ухода в секьюритизацию всех этих проблем при рассмотрении их с точки зрения безопасности, что обрубает возможности для дальнейшего развития.
Второй идеей российской концепции, по мнению В.А. Кузнецова, является инклюзивность, что означает, что в обсуждении и реализации данного проекта должны участвовать все. Однако остаётся большой вопрос – а кто все? Что делать с негосударственными акторами? Каковые границы региона? Что делать с внешними игроками, такими, как США, а также с другими странами Ближнего Востока, не выходящими к Персидского заливу, однако неразрывно связанными с проблемами безопасности субрегиона?
Наконец, заключительная идея это поэтапность, результатом чего, по идее, должно будет стать создание некой организации. Однако здесь также имеются два вопроса. Во-первых, как этот процесс должен начинаться? Кузнецов выделил три подхода – многосторонние переговоры, ирано-саудовский диалог как основа для дальнейшего «подтягивания» к переговорам стран региона, а также «много-двусторонний» подход, т.е. ведение множества двусторонних переговоров. Во-вторых, докладчик выделил два подхода к тому, с обсуждения каких тем эти переговоры должны начинаться – с обсуждения наиболее острых вопросов, или тем, по которым легче найти точки соприкосновения (борьба с терроризмом, безопасность морских перевозок, экология). В качестве риска для второго варианта В.А. Кузнецов назвал значительную вероятность политизации даже этих проблем в условиях общего нарастания напряжённости в регионе.
Вторая сессия была посвящена проблемам будущего Сирии. Первым спикером здесь выступил Анас Джоден, президент сирийского National Building Movement. По его словам, основной целью всех трёх крупнейших зон, на которые сегодня разделена Сирия (северо-восток, северо-запад и проправительственные регионы), является сохранение текущего статус-кво. В качестве серьёзнейшей проблемы, с которой ежедневно сталкивается Сирия, докладчик назвал глубокий экономический кризис, вызванный войной, а также американскими и европейскими санкциями. Также он отметил проблемы с получением помощи даже от ООН.
Что касается непосредственно будущего Сирии, то г-н Джоден выделил три столпа, на которых оно должно базироваться, и которые зафиксированы в резолюции СБ ООН 2254: внутрисирийский диалог, создание новой или внесение правок в старую конституцию, а также проведение новых выборов. Он отметил приостановку конституционного диалога в связи с тем, что Швейцария фактически перестала быть нейтральной площадкой для него. Также выступающий затронул и проблему внешних игроков сирийского конфликта. Так, арабские государства уже меняют свой подход к Сирии, это же должна сделать и Турция. США и ЕС, по его мнению, играют здесь исключительно негативную роль. Россия же является ключевым игроком конфликта, однако по мнению г-на Джодена, её интерес к Сирии несколько снизился в результате событий на Украине.
Следующим докладчиком стал Яхья Ташджиян, научный сотрудник Института государственной политики и международных отношений имени Иссама Фареса в Американском университете Бейрута, главным образом говоривший о “co-opetition” (взаимодействии, но в то же время соперничестве) России и Турции. Он отметил, что после инцидента со сбитием российского самолёта в 2015 г. и последовавших за этим российских санкций Турция поняла, что в отношениях с Россией существуют определённые «красные линии», пересекать которые нельзя. Дальнейшее развитие событий в Сирии докладчик связал с тем, смогут ли Турция и Россия договориться о судьбе северо-востока Сирии и идлибского анклава.
Заключительным докладчиком второй сессии выступил вице-президент РСМД, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ А.А. Аксенёнок. Он выделил четыре компонента окончательного урегулирования сирийского конфликта: межсирийские договорённости о конституционном устройстве, восстановление разрушенных экономических связей, борьба с децентрализацией страны, а также реконструкция Сирии. Большой проблемой А.А. Аксенёнок назвал отсутствие понимания, куда стороны должны двигаться в рамках межсирийского диалога, без которого урегулирование конфликта невозможно. Также он призвал не переоценивать возможности союзников той или иной стороны конфликта, которые не способны решить проблемы, стоящие перед сирийцами.
Центральным сюжетом третьей рабочей сессии стала Северная Африка и её место в новом мировом порядке. Открывающим спикером сессии выступила Нурхан Аль Шейх, профессор политологии Каирского университета и член Египетского совета по международным делам. По её мнению, при любых обсуждениях Африки крайне важна экономическая сторона вопроса, которая является одним из самых быстрорастущих регионов мира, и где находится 6 из 15 самых быстроразвивающихся экономик мира (Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Марокко, Руанда, Сенегал, Джибути и Танзания). Она отметила, что на континенте сосредоточены 30% всех минеральных ресурсов, 10% нефти и 8% газа, 60% свободных земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, а через 20 лет здесь также будет проживать более четверти населения Земли.
Профессор Аль Шейх также отметила создание в Африке крупных экономических блоков и зоны свободной торговли, а также тот факт, что за африканские рынки уже ведётся активная борьба между великими державами. В заключение она подчеркнула, что страны региона активно развивают связи с такими глобальными объединениями как БРИКС и ЕАЭС.
Выступавший следом за профессором Аль Шейх исполнительный директор Африкано-ближневосточного центра Наим Джина придерживался более скептических позиций в отношении развития Африки, Северной Африки и нового миропорядка в целом. Он высказал мнение о том, что все прогнозы о растущей роли Африки очень зыбкие; это же касается БРИКС – его роль и потенциал связей с Африкой сильно преувеличивается. По его словам, у региона очень большие проблемы: союзы не работают, элиты не уважают своё население, бедность растёт. В этих условиях разговоры о новом миропорядке создают опасные иллюзии. Странам необходимо озаботиться восстановлением демократии, борьбой с бедностью, сохранением независимости от внешних сил (причём в лице не только глобальных держав), ролью государств в Африканском союзе, обеспечением продовольственной безопасности, иностранным военным присутствием, проблемами с изменением климата.
В то же время, выступающий отметил, что приход России в Африку может быть взаимовыгодным по двум причинам. Во-первых, Россия не является державой того же уровня, что и США или Китай, следовательно, взаимоотношения между ней и странами региона могут развиваться на более равноправной основе. Во-вторых, в России и странах Африки одни и те же ресурсы, что означает, что Москва не приходит сюда для того, чтобы заниматься их выкачкой.
Говоря о БРИКС, г-н Джина отметил, что ЮАР особо ничего не получила от членства в объединении, хотя мечтала о новом блоке. С другой стороны, по его мнению, если БРИКС активизируется в направлении предоставления участвующим в нём странам большей независимости и возможностей экономического процветания, то это будет шагом в правильном направлении и привлечёт туда новые страны.
Наконец, заключительная рабочая сессия была призвана осветить вопросы перспективы экономического развития Ближнего Востока. Единственный спикер в рамках данной сессии декан факультета экономики и бизнес-администрирования Ливанского университета Селим Мекдесси начал своё выступление с того, что разделил понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Согласно его подходу, экономический рост – это не цель, а средство повышения благосостояния населения. Он отметил, что Ближний Восток пока находится на стадии роста, но не развития. Главными вызовами для региона в экономическом отношении учёный назвал различия в экономиках стран, борьбу с изменением климата, энергетический переход, незавершённый процесс демократизации, проблему водных ресурсов, энергетической безопасности (цены на нефть), продовольственную безопасность, опустынивание, политическую нестабильность, коррупцию и безработицу среди молодёжи.
В то же время, по мнению г-на Мекдесси, Ближний Восток является хабом между тремя континентами и обладает огромным количеством ресурсов, что даёт ему возможности для развития. Для региона важны взаимодействие между странами, развитие зелёной энергетики, а также инновации. Он отметил, что странам необходимо развивать свои сильные стороны и кооперироваться на этой основе.
Ключевые слова: Ближний Восток