Пока ключевой проблемой, доминирующей в российских СМИ, остается продолжение «горячей фазы» украинского кризиса, на Западе продолжается попытка «разыграть» тайваньскую карту в противостоянии с КНР. Источники журнала «Financial Times» сообщили, что в начале марта 2022 г. США и Великобритания провели переговоры на высоком уровне по поводу «китайской угрозы» Тайваню. Вашингтон и Лондон впервые обсудили план действий на случай чрезвычайных ситуаций и то, какую роль «будет играть Великобритания, если США окажутся в войне с Китаем из-за Тайваня».
Кроме того, «Financial Times» обратил внимание, что 22 апреля китайские регуляторы встретились с банками для обсуждения способов защиты зарубежных активов от потенциальных американских санкций, вероятным поводом введения которых может стать обострение ситуации вокруг Тайваня.
Продолжающаяся «горячая фаза» конфликта вокруг Украины рассматривается в КНР как важный источник эмпирического знания о кризисном реагировании современной международной системы. В частности, от сложившейся ситуации Китай получает понимание того, как западный мир, прежде всего США и ЕС, реагируют на конфликты.
При этом, журнал «The Economist» считает, что Тайвань также внимательно наблюдает за ситуацией. В частности, ни угроза санкций, ни вооружение Западом Украины не остановили Россию от проведения спецоперации. Вместе с этим ядерные силы России удерживают США от прямого вмешательства в ход спецоперации, тогда как КНР тоже обладает ядерным оружием. Как следствие, если Китай примет решение о воссоединении с Тайванем, Вашингтон не сможет остановить Пекин.
Вероятно, в США планируют сделать ставку не на прямое включение в потенциальный горячий конфликт, а на вооружение Тайваня с целью (если конфликт начнется) как можно большего осложнения ситуации. В частности, сенатор Дж. Хоули 8 апреля представил «Закон об экспорте оружия на Тайвань», призванный ускорить одобрение Конгрессом продажи оружия Тайбэю. По словам сенатора, закон будет включать Тайвань в экспортные правила таких стран, как Япония, Австралия, Индия, Южная Корея и всех членов НАТО.
В этой связи заметим, что на 10 апреля был запланирован визит спикера Палаты представителей Конгресса Н. Пелоси на Тайвань. Особенностью данного сообщения стало то, что визит американского государственного деятеля такого уровня на остров в последний раз проходил в середине 1990-х гг.
Данное сообщение вызвало резкую реакцию издания «Хуаньцю шибао» — структурного подразделения газеты «Жэньминь жибао», излагающего правительственную точку зрения. Было предложено предпринять беспрецедентные действия, в частности:
(1) Объявить о закрытии воздушного пространства над Тайванем 10 апреля, тогда как НОАК развернет большое количество военных самолетов для полетов вокруг острова с целью обеспечить выполнение запрета.
(2) Военные самолеты НОАК могли бы пролететь над Тайванем в день визита Н. Пелоси.
Подчеркивалось, что в случае открытия огня по китайским военным самолетам, НОАК должна будет ответить и нанести «разрушительный удар по противнику».
Интересным итогом публикации такого материала стало то, что визит был отменен в связи с позитивным тестом на коронавирус у спикера Палаты представителей Конгресса.
В конце апреля о готовности поддержать Тайвань заявила министр иностранных дел Великобритании Л.Трасс, выступив с речью «Возвращение геополитики».
Было отмечено, что НАТО должно иметь глобальное мировоззрение и готовность противостоять угрозам не только в Северной Атлантике, тогда как Запад должен оказать поддержку Тайваню, чтобы тот был в состоянии защитить себя.
Наконец, немаловажно, что в апреле 2022 года американский «Институт исследований войны» (Instinute for the Study of War / ISW) опубликовал отчет «Развитие взглядов НОАК на ведение боевых действий в городских условиях: подготовка, обучение, последствия для Тайваня» (The PLA’s Evolving Outlook on Urban Warfare: Learning, Training, and Implications for Taiwan).
В рамках исследования рассмотрены история, взгляды НОАК на новые технологии и появляющиеся возможности для будущих боевых действий в городских условиях.
Оценены мероприятия оперативной и боевой подготовки, с помощью которых НОАК стремится улучшить свои навыки ведения боевых действий в городских условиях.
Также даны рекомендации относительно ответных действий США и Тайваня. В частности, Пентагон может использовать уроки, извлеченные из конфликтов за последние 20 лет, и изучить варианты, чтобы внести свой вклад в потенциал Тайваня для надежной обороны и сопротивления в своих городах.
Вместе с политическими заявлениями происходило нагнетание ситуации вокруг Тайваня в СМИ. Интересным эпизодом, который выступает практически идентичной ситуацией с конфликтом вокруг Украины, стала «случайная публикация ложного сообщения о китайском вторжении» на Тайвань. Появляются предположения, что в сложившейся ситуации председатель КНР Си Цзиньпин готов взять на себя политические риски, связанные с началом «горячей фазы» тайваньского кризиса.
В противовес этому, в КНР подчеркивают, что предотвратить войну на Тайване возможно, если США перестанут рассматривать остров как прокси-поле битвы с Китаем. Вместе с этим, нарастает критика НАТО, связанная с тем, что в Североатлантическом Альянсе все чаще говорят о Китае как потенциальной угрозе.
Таким образом, продолжающаяся эскалация противоречий в Азии позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, наблюдаемая динамика противоречий вокруг Тайваня свидетельствует о продолжающейся эскалации, направленной на перспективное втягивание КНР в региональный конфликт. Учитывая, что КНР выступает главным торговым партнером для многих стран мира, предпринимается попытка превентивного создания коалиции, которая бы могла выступить с осуждением действий Пекина в перспективе. Так, из заявлений можно предположить, что ядром антикитайской коалиции могут стать США и Великобритания, настаивая на включении в коалицию стран-членов НАТО. При этом, новый оборонный альянс «AUKUS» (Австралия, Великобритания, США) выступит стержнем для сдерживания КНР непосредственно в регионе, привлекая других азиатских союзников США, например, Японию.
Во-вторых, несмотря на решительные заявления, США опасаются прямого столкновения с КНР и, вероятно, постараются не допустить его. Таким образом, «тайваньская карта» в перспективе будет означать «накачку» острова оружием с целью осложнения положения Пекина, а не истинной защиты Тайбэя.
В-третьих, уроки Украины не прошли для КНР зря и, если источники «Financial Times» не ошибаются, можно предположить, что Пекин готовится к возможным провокациям Вашингтона на Тайване с целью разжигания конфликта и введения против КНР санкций, подобных тем, что были нацелены против России.
Наконец, если действия США и их союзников в отношении КНР действительно направлены на создание новой «горячей точки» на Тайване, это означает, что Вашингтон принял решение отказаться от попыток добиться российско-китайского раскола и перешел к стратегии борьбы на «два фронта». Подобное решение чревато увеличением глобальной напряженности, связанной с тем, что в международной системе не останется стран-обладательниц ядерного оружия, не вовлеченных в глобальные политические противоречия.