Перспективы создания ЗСЯО в ЦВЕ: обзоры субрегионов. Центральная Европа как возможный лидер процесса?

Младший научный сотрудник, Программа "Россия и ядерное нераспространение"
2 июня 2022

В последние месяцы среди политических элит и общественности европейских стран, как почти 80 лет назад, стали активно муссироваться слухи о возможности ядерной войны между Россией и США. Несмотря на многочисленные заявления обеих сторон о том, что ядерная война невозможна, некоторые аналитики предсказывают увеличение числа ядерных держав после завершения событий на Украине.

Не в последнюю очередь это касается именно Европы – региона, вот уже несколько десятилетий остававшегося сравнительно мирным под прикрытием американского военного присутствия и натовского «ядерного зонтика». Специальная военная операция России на Украине изменила это положение вещей, заставив европейских лидеров лихорадочно вспоминать давно позабытые практики времён холодной войны. Одной из таких практик и может стать запуск собственных ядерных программ или декларирование готовности разместить на своей территории ядерное оружие какой-либо ядерной державы. В особенности это касается стран Центральной и Восточной Европы, находящихся на «линии соприкосновения» между Западом и не-Западом. Так, по данным опроса, больше трети латышей и литовцев, почти каждый второй эстонец и румын и целых две трети поляков считают, что их стране необходима собственная ядерная программа.

Разумеется, в нынешних обстоятельствах подобное развитие событий кажется немыслимым. Тем не менее, ситуация сегодня развивается стремительно. Ещё полгода назад никто и помыслить не мог, что, казалось, давно замороженный конфликт на востоке Украины разгорится до таких масштабов, что многим с непривычки покажется эдаким прологом к Третьей Мировой. Вот почему важно уже сейчас учитывать сценарии, которые потенциально угрожают режиму нераспространения ядерного оружия.

Однако такие сценарии мало учитывать – необходимо предпринимать усилия для того, чтобы они никогда не реализовались. Поэтому, возможно, именно сейчас имеет смысл «сдуть пыль» с идеи создания зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе. Этот текст станет первым в серии аналитических обзоров субрегионов ЦВЕ с точки зрения их возможности и готовности присоединиться к данному проекту.

Для начала стоит определиться с тем, что же такое «Центральная и Восточная Европа». Существует множество точек зрения и вариантов того, на какие субрегионы и как именно делится Европа. В данной серии мы будем опираться на собственную схему субрегионального деления:

Первым регионом, который мы рассмотрим, является Центральная Европа, согласно принятому нами делению состоящая всего из двух государств – Германии и Австрии. Отличительными их чертами является ярко выраженная антиядерная политика, развившаяся под влиянием различных инцидентов на атомных электростанциях по всему миру – на американском Три-Майл-Айленде, в советском Чернобыле, в японской Фукусиме. Всё это привело к тому, что:

  • в 1970-х гг. развитие атомной энергетики в этих странах застопорилось – в результате массированного антиядерного общественного движения в Германии закон о постепенном отказе от эксплуатации АЭС был принят в 2000 г., а в Австрии разница в 30 000 голосов на референдуме привела к ещё более радикальному решению – законодательному запрету на использование атомной энергии – ещё в 1978 г.;
  • соответственно, снижается и активность ядерных исследований, а применительно к Германии – и количество работающих предприятий ядерного топливного цикла (ЯТЦ);
  • общественность и политические элиты Германии и Австрии также смотрят на атомную энергетику крайне настороженно, видя в ней экологическую угрозу.

При подобном отношении даже к мирному атому, нетрудно догадаться о взглядах этих стран на ядерное оружие. В Германии до недавнего времени были крайне сильны голоса сторонников вывода американских ядерных бомб B61-3/B61-4 с авиабазы Бюхель. Австрия же и вовсе является единственной страной рассматриваемого региона, которая является членом Договора о запрещении ядерного оружия. Более того, Вена была среди его инициаторов и сыграла ведущую роль в подготовительном процессе ДЗЯО.

Особую важность также представляет статус территории бывшей ГДР. Основополагающую роль здесь играет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. Согласно Ст. 5, п. 3 данного договора, на указанной территории не могут размещаться «иностранные войска и ядерное оружие или его носители». Кроме того, указывается, что «в данной части Германии могут размещаться также формирования немецких вооруженных сил, приданные военным союзническим структурам…, но без носителей ядерного оружия. Это не распространяется на системы обычных вооружений, которые могут обладать другими способностями, помимо обычных, но которые в данной части Германии оснащены для обычной роли и предназначены только для таковой».Из этого следует, что на настоящий момент восток Германии уже представляет собой как де-юре, так и де-факто безъядерную зону.

Таким образом, на первый взгляд Центральная Европа выглядит субрегионом, предрасположенным к идее создания в ЦВЕ безъядерной зоны. Антиядерный настрой общественности и элит, положения Договора об окончательному урегулировании в отношении Германии, членство Австрии в ДЗЯО, стремление Берлина к региональному лидерству, а также сравнительно неплохие отношения Вены с Москвой, что могло бы быть использовано для посредничества с другими странами региона – всё это говорит в пользу этих стран в данном проекте, возможно даже с лидерских позиций.

Однако международная ситуация рискует свести на нет все эти плюсы. Расширение связей Вашингтона и Берлина, намерения канцлера Олафа Шольца превратить бундесвер в «самую большую армию в Европе», поставки вооружений на Украину (справедливости ради, не слишком активные) – вот лишь самые значимые из факторов, которые могут удержать Германию от участия в построении ЗСЯО. Что же касается Австрии, то учитывая политическое давление по украинскому вопросу, оказываемое на Вену, сложно рассчитывать на принятие подобного решения в краткосрочной перспективе. Однако если данная инициатива была бы выдвинута кем-то ещё, Австрия почти наверняка не замедлила бы к ней присоединиться.