№ 9, 2024. «Неядерные государства не должны молча наблюдать, что говорят Россия и НАТО. Монголия может показать пример того, что неядерные страны имеют политический вес и способны влиять на великие державы»: Интервью Романа Калинина с Жаргалсайханом Энхсайханом

16 августа 2024

Эксклюзивное интервью

ПИР-Центр провел интервью c господином Послом Жаргалсайханом Энхсайханом. В ходе беседы обсудили роль Монголии в международном режиме нераспространения ядерного оружия и путь Монголии к статусу государства, официально провозгласившего свою территорию свободной от ядерного оружия.

Интервью провел научный сотрудник ПИР-Центра Роман Калинин.

Роман Калинин: Какова, на ваш взгляд, сегодня роль Монголии в укреплении ДНЯО?

Жаргалсайханы Энхсайхан: Монголия является членом ДНЯО в качестве государства, не обладающего ЯО. Мы стараемся быть активными участниками режима нераспространения. Почему? Все потому, что мы географически находимся между двумя ядерными державами – Россией и Китаем. Вы, наверное, знаете, что во время холодной войны, когда отношения между этими странами были напряженными (особенно в 1969 году), в СССР шли дискуссии о том, чтобы надавить на Китай… Возможно, даже с применением ядерного оружия.

А удар мог быть нанесен с территории Монголии, потому что в Монголии тогда находились советские войска, у которых было оружие двойного назначения. Если бы в тот момент что-то произошло, то Монголии могло не остаться на карте. Полагаю, что Советский Союз в то время не стал бы консультироваться с нами по поводу использования ЯО.

После распада СССР Монголия начала проводить самостоятельную политику в интересах режима ядерного нераспространения. В Монголии нет ядерного оружия, нет и химического оружия. Все было вывезено после распада СССР. Тогда мы заявили, что Монголия не будет иметь и не разрешит размещение ядерного оружия на своей территории. Участники ДНЯО позитивно восприняли это решение.

Неядерные государства не должны молча наблюдать, что говорят Россия и НАТО. Наоборот, мы должны инициировать положительные обсуждения по вопросам ядерного разоружения. Монголия может показать пример того, что неядерные страны имеют политический вес и способны влиять на великие державы.

Роман Калинин: Как Монголия относится к Договору о запрещении ядерного оружия?

Жаргалсайханы Энхсайхан: Монголия подписала и ратифицировала ДЗЯО. Это хороший пример единства государств, которые говорят, что ядерная угроза затрагивает интересы всего мирового сообщества.

Монголия может внести свой вклад в реализацию этой повестки в Северо-Восточной Азии. Мы должны использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях. Речь не только об электричестве, но и других областях, например медицине, где важным вопросом является борьба с онкологией.

Монголия заинтересована в развитии ядерной медицины и стремится обрести собственные технологии в этой отрасли.

Конечно, важным вопросом является производство электроэнергии. Территория Монголии огромна, но население составляет всего 3.5 миллиона человек. Поэтому мы и обратили свой взор в сторону последних достижений мирной атомной энергетики – АСММ.

Нам известно, что АСММ разрабатывают многие страны: Россия, Индия, Франция, Южная Корея. Монголия не торопится в выборе поставщика. Мы ждем, когда цены на уран начнут расти. Сейчас у нас довольно хорошие отношения с соседями, и мы можем обеспечить себя электричеством с помощью поставок из России.

Роман Калинин: Как опыт Монголии в области создания безъядерной зоны может быть применим к международным проблемам современности?

Жаргалсайханы Энхсайхан: Монголия, в отличие от многих других государств, выбрала односторонний путь в вопросе установления статуса государства, свободного от ядерного оружия (ЗСЯО). Это решение было поддержано международным сообществом, включая страны ядерной пятерки (Россия, Китай, США, Великобритания и Франция). В рамках двусторонних соглашений Россия и Китай взяли на себя обязательства уважать безъядерный статус Монголии.

В 2012 году, под эгидой ООН, все страны ядерной пятерки подписали встречные декларации с Монголией, обеспечивая гарантии ее безъядерного статуса. Согласно этим документам, постоянные члены Совета Безопасности ООН обязуются не предпринимать действий, которые могли бы нарушить безъядерный статус Монголии. В свою очередь, Монголия подтверждает свои обязательства сохранять этот статус.

В 2022 году на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Комитет одобрил проект резолюции «Международная безопасность Монголии и ее статус государства, свободного от ядерного оружия», что укрепило международные гарантии и признание безъядерного статуса страны.

Роман Калинин: На сколько мне известно, Монголия собирается строить новую столицу, и это значит, что потребление электроэнергии увеличится. Как Монголия собирается решать проблему дефицита электроэнергии?

Жаргалсайханы Энхсайхан: Вопрос о строительстве новой столицы Монголии пока остается на стадии планов, и в условиях экономического спада, вызванного пандемией, реализация этих планов требует времени. Монголия активно работает над развитием своей энергетической инфраструктуры, делая ставку на возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнце. Ожидается, что в ближайшем будущем около 30% электроэнергии в стране будет производиться с использованием этих источников. Монголия сотрудничает с различными странами, включая Германию и Китай, которые предоставляют передовые технологии для этого.

Кроме того, Монголия рассматривает возможность использования АСММ во второй половине 2030-х годов. В настоящее время ведутся исследования на тему экологичности этих технологий и их воздействия на атмосферу. Также Монголия планирует стать участником международных договоров и режимов, регулирующих использование мирной атомной энергии, что является важным шагом на пути к внедрению таких технологий.

Роман Калинин: Монголия – это известная площадка для обсуждения ядерной проблемы Корейского полуострова. Не могли бы Вы рассказать чуть подробнее про то, какие форматы сотрудничества сегодня существуют в этой связи?

Жаргалсайханы Энхсайхан: Монголия, поддерживая хорошие отношения с обеими Кореями и не имея территориальных споров с участниками Шестисторонних переговоров, играет важную роль в обеспечении диалога в Северо-Восточной Азии. В условиях, когда возможное превращение Южной Кореи в ядерное государство может вызвать эффект домино в регионе, Монголия может предложить свою площадку для неформальных и конфиденциальных встреч.

Монголия стремится выступать в роли «спокойного озера », где заинтересованные стороны могут обсуждать вопросы доверия и безопасности в спокойной обстановке, без излишнего внимания со стороны прессы. Такие встречи позволяют участникам выработать меры доверия, способствующие стабильности в регионе.

Ключевые слова: Глобальная безопасность; Ядерное нераспространение

NPT

F4/SOR – 24/08/16