Вторая сессия Конференции по вопросу создания зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке должна была состояться 16-20 ноября 2020 г. Однако ввиду ограничений из-за COVID-19 была перенесена на 29 ноября-3 декабря 2021 г. С первой сессии Конференции 2019 г. изменилось многое. Изменился баланс сил в регионе Ближнего Востока, сменились администрации в Израиле, Иране. Не изменилось одно – на Ближнем Востоке так и не создана ЗСОМУ.
По итогам Конференции 2019 г. страны-участницы приняли политическую декларацию, провозгласив обязательство на открытой основе с участием всех приглашенных государств продолжать разработку договора о создании ЗСОМУ на основе договоренностей, добровольно заключенными между государствами-региона. Подчеркивалось, что участники конференции приветствуют все инициативы, резолюции, решения и рекомендации по зоне. Они считают, что создание ЗСОМУ значительно укрепит региональный и международный мир и безопасность, а работа данной Конференции по разработке договора позволит укрепить доверие в регионе. Всем государствам региона было направлено приглашение поддержать декларацию и принять участие в следующих сессиях Конференции.
Поворотным событием на Ближнем Востоке стало подписание т.н. соглашений Авраама между Израилем и ОАЭ в 2020 г. Впервые с 1994 г. арабское государство установило дипломатические отношения с Израилем. Следом было подписано «Совместное коммюнике об установлении дипломатических и мирных отношений» с Бахрейном. В октябре – с Суданом, в декабре – с Марокко. Экономическим, культурным, энергетическим и другим отношениям официально был дан зеленый свет. В соглашения были включены пункты, касающиеся вопросов всеобъемлющего сотрудничества в сфере международной безопасности. На 65-й ГК МАГАТЭ Израиль подчеркнул, что «Авраамовы соглашения» – путь вперед для осмысленного прямого регионального диалога. Израильское руководство открыто выразило желание сотрудничать с любым государством на Ближнем Востоке, чтобы укрепить ядерную безопасность, а также содействовать мирному применению ядерных технологий. Однако существующие фундаментальные противоречия никуда не делись, и заклеить их «Авраамовым пластырем» не получилось.
В преддверии 65-й ГК МАГАТЭ, 25 июня 2021 г., посол Тунисской республики от имени арабских государств-членов МАГАТЭ, представил запрос гендиректору о включении пункта «Ядерный потенциал Израиля» в повестку сессии:
«В то время как все арабские государства присоединились к ДНЯО и продемонстрировали свою неизменную готовность предпринять практические шаги по созданию на ЗСОМУ на Ближнем Востоке, Израиль продолжает бросать вызов международному сообществу, преуменьшая значение Договора, отказываясь стать его участником и поставить все свои объекты под всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ, тем самым подвергая регион ядерным рискам и создавая угрозу безопасности».
Израильский камень преткновения
Израиль никогда не признавал, но и не отрицал наличия ядерного оружия. Руководство сопротивлялось нескольким международным призывам к созданию зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке, включая те, которые были приняты по итогам ОК ДНЯО 1995, 2005 и 2010 годов. Причина ясна: прежде чем говорить о ЗСОМУ, ближневосточные государства должны установить мирные отношения.
«Израиль придает большое значение режиму нераспространения и разделяет его цели. Тем не менее геополитическая ситуация на Ближнем Востоке ясно продемонстрировала, что ДНЯО не обеспечивает средства правовой защиты от характерных вызовов безопасности в регионе, особенно с учетом неоднократных нарушений ДНЯО несколькими государствами-участниками. Присоединение к ДНЯО не было самоцелью. Призывы к всеобщему присоединению к ДНЯО должны также оцениваться с учетом взглядов, которых придерживаются некоторые в регионе в отношении Государства Израиль, существование которого не было признано несколькими арабскими государствами, и позиции Ирана, который открыто и прямо призвал уничтожить Израиль».
Из объяснения Израиля по голосованию «против» по созданию ЗСОМУ
Израильское руководство подчеркивает, что создание ЗСОМУ должно исходить из самого региона. Она может быть основана только на договоренностях, добровольно достигнутых путем прямых переговоров между ближневосточными государствами. Такая зона не может быть навязана извне и не может возникнуть до того, как для нее созреют условия.
Также бывший премьер-министр Биньямина Нетаньяху утверждал, что Израиль никогда не подпишет Договора о запрещении производства расщепляющегося материала (ДЗПРМ), поскольку это не защитит от регионального ядерного распространения. Ожидать от Нафтали Беннета изменения риторики не стоит. Включение пункта «Ядерный потенциал Израиля» в повестку дня ГК МАГАТЭ было охарактеризовано как политизированный шаг, противоречащий духу МАГАТЭ.
Позиция США
В своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности 19 февраля 2021 г. президент Джо Байден назвал риск глобального распространения ядерного оружия одним из центральных вопросов своей администрации и подчеркнул необходимость дипломатии и сотрудничества по этому вопросу на международном уровне. Первый официальный документ Белого дома от 4 марта 2021 г. «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности» определяет ядерное оружие как экзистенциальную угрозу, которой должно противостоять обновленное американское руководство. В первую очередь усилия направлены на Иран: сохранение его в числе НЯОГ и возвращение его за стол переговоров по СВПД. Хотя вопрос участия США в очередной Конференции ЗСОМУ остается открытым, «золотое время» Нетаньяху и Трампа, когда США и Израиль в унисон работали на подрыв процесса создания ЗСОМУ, подошло к концу. Администрация Байдена придерживается более трезвого подхода в отношении Израиля.
В свою очередь для Израиля КПЭ политики в отношении ЗСОМУ – запуск прямого регионального диалога по широкому спектру вопросов безопасности. Именно процесс региональный нормализации отношений, по мнению израильтян, мог бы стать первым шагом на пути к реальному прогрессу по ЗСОМУ. В этом контексте для Израиля по-прежнему выгодно поддерживать напряжённость вокруг иранской ядерной программы и способствовать формированию архитектуры безопасности в регионе на антииранской основе. Но как показывает пример антиизраильской резолюции в МАГАТЭ, это всё равно не означает, что про израильский ядерный потенциал забудут даже при самых печальных раскладах вокруг ИЯП и СВПД.