«Дворцовый переворот» в ХТШ*: акт второй

28 декабря 2023

В конце декабря в ряде арабских СМИ появилась информация о неудачной попытке ареста Абу Ахмеда Закура — влиятельного джихадиста, одного из основателей группировки Хайят Тахрир аль-Шам* (ХТШ*) и руководителя финансового блока. Сообщалось, что боевика попытались задержать бойцы департамента безопасности группировки по обвинению в сотрудничестве с иностранными спецслужбами.

Это стало второй за полгода попыткой зачистить верхний эшелон ХТШ* — до этого служба внутренней безопасности со схожими формулировками взяла под стражу Абу Марию аль-Кахтани, замглавы и сооснователя группировки. Примечательно, что в обоих случаях репрессии против джихадистов связывают с личным приказом лидера ХТШ* Мухаммада аль-Джулани и называют не иначе как местью за намерения совершить дворцовый переворот.

Представляется интересным проследить, как низложение Абу Ахмеда Закура повлияло на расстановку сил внутри ХТШ*, и какие долгосрочные последствия оно может иметь для лидера джихадистов аль-Джулани.

Идлиб безмолвствует — аль-Джулани действует

Низложение аль-Кахтани и последующая попытка арестовать Закура по схожему обвинению свидетельствуют о продолжающихся попытках лидера ХТШ* аль-Джулани максимально зачистить свое окружение и избежать формирования внутри группировки альтернативных центров принятия решений.

Однако если отстранение аль-Кахтани было обусловлено управленческими мотивами — за несколько лет руководства военным блоком джихадист вывел на руководящие посты большое количество своих сторонников и фактически сформировал партийную оппозицию внутри ХТШ* — то низложение Закура связывают, в первую очередь, с экономической безопасностью группировки (т.к. последний контролировал большую часть финансовых потоков ХТШ*).

Кроме того, не в пользу Закура сыграл и факт его близости с полевыми командирами, входившими в ближний круг аль-Кахтани — учитывая, что после августовской зачистки большинство его ставленников оказалось серьезно дискредитировано, а сам аль-Кахтани в конечном итоге сгинул в тюрьме. Не стоит исключать, что джихадист вполне мог в обмен на прекращение пыток сдать контру, среди которой, в силу своего высокого положения в иерархии ХТШ*, ожидаемо оказался Закур.

Тем не менее, довести комбинацию до конца сторонникам аль-Джулани не удалось: во время операции по задержанию джихадиста в г. Азаз (мухафаза Халеб) в конфликт якобы вмешались турецкие военнослужащие и увезли подозреваемого в неизвестном направлении. Практически на следующий день на оппонирующих ХТШ* ресурсах появились разоблачения за авторством Закура, в которых тот рассказал о махинациях действующего лидера ХТШ*, попутно обвинив его в нарушении присяги и сговоре с крестоносцами. Фактически, низложенный джихадист возвратил аль-Джулани его же обвинения, но немного в других формулировках. Тему в дальнейшем с удовольствием подхватили пропагандисты других радикальных группировок.

аль-Джулани в осажденной крепости

Помимо внутренних распрей, перед руководством ХТШ* стоят и внешние вызовы — значительная часть которых, однако, сосредоточена в рамках т.н. джихадистского подполья.

Наибольшую угрозу несет ИГИЛ*, с которой ХТШ* находится в стадии открытого противостояния. Взаимная неприязнь кратно усилилась после того как джихадисты получили от Закура доказательства о намерениях главы ХТШ* руками коалиции ликвидировать симпатизирующую ИГИЛ* группировку Джнуд Аль-Акса*. Следует ожидать, что пропагандисты ИГИЛ* используют откровения Закура при вербовочной и агитационной работе в Идибе, чтобы создать дополнительную напряженность в рядах ХТШ* и, вероятно, подтолкнуть аль-Джулани к новой охоте на ведьм.

Есть определенные претензии и со стороны Аль-Каиды*, с которой ХТШ* долгое время удавалось сосуществовать в формате холодного мира. Еще в августе 2023 г. лояльная Аль-Каиде* группировка Хуррас Ад-Дин* (ХаД*) опубликовала заявление с требованием провести расследование обстоятельств ликвидации ее главарей в Сирии. Представители ХаД* посчитали, что лидер ХТШ* из личных мотивов предоставил западной коалиции информацию о местонахождении ключевых фигур сирийского филиала ХаД* (т.к. все ликвидированные боевики в свое время перешли дорогу аль-Джулани, а позднее погибли при схожих обстоятельствах) — ХТШ*, хоть и назвали обвинение сфабрикованным, так и не предоставили доказательств своей непричастности. Учитывая, что ХаД* является важным проводником интересов Аль-Каиды* в Сирии, недовольство центрального аппарата группировки будет лишь расти (особенно после гибели эмира Аль-Каиды* аз-Завахири, симпатизировавшего аль-Джулани).

Растет угроза и со стороны группировки Джейш Ватания Сурия* (ДВС*), поддерживаемой Турцией. Боестолкновения между двумя группировками возобновились в конце сентября и приобрели новый формат. Так, в отличие от 2022 г., ДВС* стали действовать заметно скоординированей, применяя против отрядов ХТШ* более широкую номенклатуру вооружений (включая БПЛА-камикадзе). Также, по некоторым данным, возросла частота контактов между представителями Джейш Ватания Сурия* и турецкими военными — последние пока не вмешиваются в конфликт напрямую, однако все чаще снабжают лоялистов информацией и боеприпасами. С учетом общего недовольства турок деятельностью ХТШ* (как в Идлибе, так и за его пределами), Анкара, скорее всего, будет активнее использовать ДВС* для ослабления прежних союзников.

Игра вдолгую

Провал операции против Закура и его возможное сближение с турецкими спецслужбами (под защитой которых он, вероятно, и решился на откровения) воспринимаются как Дамоклов меч для нынешнего руководства ХТШ*: опальный джихадист в перспективе вполне может быть приведет к власти как более сговорчивая и контролируемая фигура. Анкара видит в этом возможность дополнительно перетасовать колоду своих прокси-сил, и потому косвенно поддерживает медиаактивность бывшего сторонника аль-Джулани.

С другой стороны, и у аль-Джулани достаточно средств для дискредитации оппонента в глазах боевиков. Досье аль-Кахтани, содержание которого раскрывается ХТШ* постепенно, позволяет держать в напряжении не только ближний круг джихадиста, но и прежних партнеров — поскольку обнародование фактов кулуарного диалога с джихадистами принесет членам коалиции значительные имиджевые потери. По этой причине заинтересованные в низвержении действующего руководства ХТШ* силы стремятся сочетать информационное воздействие с силовым, постепенно поджимая позиции боевиков.

* Террористическая организация, запрещена в РФ

Ключевые слова: Терроризм; Глобальная безопасность

GRS/GULF