Приближается год с момента того как группировка «Хайят Тахрир аль-Шам»* (ХТШ*) вошла в состояние «постоянной турбулентности». На подконтрольных ей территориях не утихают протесты, а высокопоставленные джихадисты все чаще выказывают сомнения в правильности текущего курса группировки.
Лидер ХТШ* Аль-Джулани периодически пытается ослабить гайки, идя на уступки оппозиции, что на деле воспринимается боевиками скорее как попытка отвлечь внимание от подготовки новых акций по укреплению его единоличной власти. Представляется важным проследить, каковы перспективы выхода группировки из кризиса, и есть ли у Аль-Джулани шанс удержать бразды правления в своих руках.
Неудавшаяся «оттепель»
Ближе к концу зимы руководство ХТШ* пришло к выводу, что тактика «выборочного обезглавливания» оппозиционных сил внутри группировки не оправдала себя. Разгром «клики Аль-Кахтани» усилил позиции других полевых командиров (в первую очередь, оппонировавших ему руководителей «Службы общей безопасности» ХТШ*), а также негативно сказался на уровне доверия к курсу Аль-Джулани — особенно в свете неудачного задержания (и последующего бегства за рубеж) главы «финансового блока» Абу Ахмеда Закура и обнаружения могил запытанных боевиками ХТШ* сторонников протурецкой группировки «Джейш Аль-Ахрар»* (которые ранее позиционировались как отпущенные на свободу).
Не в пользу ближнего круга Аль-Джулани обернулись и попытки сплотить сторонников перед лицом «внешней угрозы», списав множащиеся протесты на провокации сирийских и иранских спецслужб, а также эмиссаров конкурирующих международных террористических организаций — подобные заявления были встречены насмешками и довольно быстро исчезли из пресс-релизов группировки.
Как результат, в начале марта 2024 г. руководство ХТШ* под давлением общественности пошло на уступки, объявив на подконтрольных территориях всеобщую амнистию. Согласно заявлениям группировки, на свободу в преддверии священного месяца Рамадан были отпущены «все раскаявшиеся правонарушители» за исключением осужденных по тяжелым статьям — наркоторговцев, грабителей, убийц и фальшивомонетчиков. В числе амнистированных оказались и ранее смещенный Аль-Джулани сооснователь ХТШ* Абу Мария Аль-Кахтани, которого подозревали в попытке организации переворота, а также несколько десятков его приближенных.
Следует отметить, что освобождение Аль-Кахтани было встречено ближним кругом Аль-Джулани весьма холодно. В частности, идеолог группировки Абу Аль-Фатх Аль-Фергали заявил, что основные обвинения в адрес джихадиста так и не были развенчаны. Аль-Фергали также обещал представить некие «неопровержимые доказательства» вины освобожденного высокопоставленного боевика — которые, однако, так и не были опубликованы, и тема постепенно ушла с повестки.
Однако наметившаяся было разрядка напряженности была сорвана гибелью Аль-Кахтани в начале апреля 2024 г. По версии ХТШ*, джихадист вместе с двумя полевыми командирами ХТШ был ликвидирован при самоподрыве смертника. Еще восемь человек получили ранения. Резонансное происшествие тут же записали на счет Аль-Джулани — как ключевого выгодоприобретателя от гибели бывшего компаньона — хотя некоторая часть боевиков удовлетворилась и версией о причастности ИГ*, на которой настаивали официальные ресурсы группировки.
Еще одной медийной бомбой стала казнь в конце апреля малазийского джихадиста Хабибуллы Ахмеда (также известен как Хамза аль-Мализи), который ранее отвечал в группировке за развитие и реализацию программы БПЛА-камикадзе. Несмотря на то, что боевик де-факто содержался под стражей с 2019 г. по обвинению в сотрудничестве с иностранными спецслужбами, его публичная ликвидация была воспринята как очередной акт укрепления власти Аль-Джулани.
По итогу две резонансных смерти боевиков (одна из которых была санкционирована руководством ХТШ*), имевших вес в рядах группировки, поставили под угрозу позиции Аль-Джулани и его приближенных — массовые протесты на подконтрольных ХТШ* территориях вспыхнули с новой силой.
Ответный удар
Использовать брожения в рядах ХТШ* в своих интересах пытаются многочисленные противники группировки — в первую очередь, Аль-Каида*. Так, на фоне продолжающихся митингов, электронные ресурсы группировки распространили призыв к сирийским джихадистам ликвидировать Аль-Джулани — радикалы несколько раз подчеркнули, что лишь уничтожение нынешнего лидера ХТШ* и освобождение из тюрем всех джихадистов без исключения «вернет группировку на путь джихада».
Отмечена и информационная активность ряда других группировок. Так, в начале мая в Сети появилось несколько видеороликов, в которых сообщалось о создании на территории Сирии т.н. «Сирийской контртеррористической службы» («Джихаз Сурия Лимукафахат Аль-Арихаб»). Представители новообразованной группировки взяли на себя ответственность за ликвидацию Аль-Кахтани, а также заявили, что определили своей целью борьбу с правительственными войсками и иранскими прокси-группировками, действующими на территории Сирии.
Вероятнее всего, новая группировка пополнит ряды «Сирийской свободной армии» (ССА), поддерживающей кулуарные контакты с США и Турцией. Вместе с тем, не стоит исключать, что «Джихаз Сурия Лимукафахат Аль-Арихаб» останется в числе «виртуальных» подразделений, которые будут использоваться для медийного подтверждения спорных операций.
Важно обратить внимание, что ИГ*, с которым ХТШ* находится в состоянии острой конфронтации, практически не участвует в освещении текущего конфликта между Аль-Джулани и сохранившими влияние полевыми командирами. Напротив, ИГ* в большей степени сосредоточена на внутренних проблемах — в частности, на восстановлении позиций в Мали, где нарастает конфронтация боевиков с «Движением за спасение Азавада», состоящим из туарегов.
Однако даже без вовлечения эмиссаров ИГ* сторонники действующего лидера ХТШ* испытывают значительное информационное и медийное давление, что в перспективе может спровоцировать новую «охоту на ведьм» в рядах высшего руководства группировки и окончательно разобщить ближний круг Аль-Джулани.
Определенное давление на Аль-Джулани наблюдается и изнутри — в частности, многим высокопоставленным сторонникам ХТШ* не пришлось по нраву назначение Махера Хусейна аш-Шара (брата главы ХТШ*) «министром здравоохранения» — в силу того, что аш-Шар ранее работал на территориях, подконтрольных сирийскому правительству, а также плотно взаимодействовал с турецкими спецслужбами. Оппоненты Аль-Джулани считают подобный прецедент нарушением баланса сил в группировке и рассматривают его как «открытый вызов» другим полевым командирам.
Вместе с тем ожидать нового «дворцового переворота» (на этот раз — удачного) в верхнем эшелоне ХТШ* в обозримом будущем вряд ли стоит. Аль-Джулани, несмотря на некоторое ослабление позиций, сохраняет значительное влияние на рядовых боевиков, а также умело жонглирует собственным окружением, проводя постоянную ротацию лоялистов на высших должностях и пресекая тем самым возможность формирования новых оппозиционных групп в силовом и финансовом блоках.
Вероятнее всего, ХТШ* сосредоточатся на постепенном сглаживании медийного эффекта от недавней гибели Аль-Кахтани и ликвидации Хабибуллы Ахмеда — в том числе за счет проведения новых операций против сирийских правительственных войск и последующей публикации «победных реляций».
* Организация признана террористической, ее деятельность запрещена в РФ.
Ключевые слова: Терроризм; Глобальная безопасность
RUF
E16/MIN – 24/05/08