ПИР–Пост № 33 (71), 2025. Запорожская АЭС: из яблока раздора в площадку для сотрудничества России и США?

5 сентября 2025

«Росатом» уже не в первый раз «пробрасывает» вариант подключения американцев к эксплуатации крупнейшей АЭС в Европе – Запорожской, находящейся на территории Запорожской области России и в непосредственной близости от фактической линии боевого соприкосновения российских и украинских вооруженных сил. Но если весной этого года Алексей Лихачев делал оговорку о том, что руководством России должно быть принято на этот счет «политическое решение», то сейчас ситуация яснее: Владимир Путин публично дал понять, что, по его мнению, такой поворот мог быть стать хорошим решением. У России и США накоплен солидный совместный опыт «ядерной работы» в рамках так называемой Программы Нанна-Лугара, в том числе и по повышению безопасности ядерно – опасных объектов. С тех пор контакты с «атомными» американцами сохранились у ряда ключевых российских игроков, например, у первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. Правда, из этого опыта важно извлечь уроки. В том числе и горькие. Подчас американцы склонны вместо равноправного сотрудничества ударяться в навязчивый «патронаж», пытаясь перетянуть одеяло на себя. Такие шишки мы в свое время набили, и это, как мне кажется – гарантия от повторения таких ошибок в будущем.

Да и в целом, по «атомной дорожке» России и США как-то всегда лучше удаётся срабатываться, нежели по какой-либо другой (за исключением космоса). Будто две ядерные державы тут притягивает что-то друг к дружке, а заодно и страхует от глупостей.

Сотрудничество с американцами по ЗАЭС, при оптимальном сценарии, должно иметь три измерения. 

Первое – политическое, сопряженное с новой моделью совместной работы России и США в области ядерного нераспространения и ядерной безопасности. Здесь не обойтись без подключения МАГАТЭ, чьи сотрудники уже и так неплохо освоились на станции.

Второе – антитеррористическое. Необходимо исключить украинские атаки на станцию и любые аналогичные «подножки» со стороны украинцев. И сделать ЗАЭС синонимом развития мирной атомной энергетики, а не синонимом ядерных страхов. Опять же, у России и США накоплен продуктивный опыт сотрудничества по противодействию ядерному терроризму; правда, последние несколько лет такое взаимодействие заморожено.

Третье – сугубо экономическое и энергетическое. В потенциале, оно – редкостный случай – равно привлекательно для всех: и для России, и для США, и для Украины. Может быть, даже и для Европы. Когда на повестку дня станет вопрос экономического возрождения региона, – вот она, домашняя заготовка номер один. 

Но, как и в других сюжетах, касающихся украинского конфликта, пока здесь уместнее говорить не в будущем времени, а в условном наклонении. Всё это будет иметь смысл, если и тогда… если и когда: первое – Россия убедится в воле США к комплексному и устойчивому (то есть надолго и всерьез) разрешению украинского конфликта, учитывающему интересы нашей страны; и второе – будут согласованы все рамки мирного урегулирования, включая вопрос о тех территориях Запорожской области России (а это 26 процентов всей области, если не ошибаюсь, включая город Запорожье), которые сейчас де-факто находятся под контролем Украины. Только после этого ЗАЭС сможет стать лабораторией сотрудничества, а не оставаться яблоком раздора.

Данный комментарий был впервые опубликован в газете «Коммерсантъ» 5 сентября 2025 г.

Ключевые слова: Ядерное нераспространение; Международная безопасность; ЗАЭС

NPT 

E16/SHAH – 25/09/05