Гиперзвуковые вооружения как фактор неядерного сдерживания

10 сентября 2020

Евгений Холоднов (Evgeny Kholodnov)

В Военной доктрине России, опубликованной в 2014 году, появилось новое понятие – «система неядерного сдерживания», которая подразумевает политические и военные меры, направленными на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами1. В указе об Основах государственной политики России в сфере ядерного сдерживания, подписанном Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 2 июня 2020 года, высокоточные неядерные и гиперзвуковые вооружения относятся к основным военным опасностям2. С начала 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин не раз заявлял, что гиперзвуковые вооружения России делают бессмысленными системы ПРО3. Из данных документов и интервью следует, что одним из основных факторов неядерного сдерживания, по крайней мере для России, являются именно гиперзвуковые вооружения.

Но могут ли гиперзвуковые вооружения стать основной неядерного сдерживания? В последнее время некоторые авторы стали использовать термин «гиперхайп» (Hyperhype. – прим. англ.), а некоторые и вовсе говорят о гиперзвуковом сдерживании. Для понимания возможности неядерного гиперзвукового сдерживания сперва необходимо отметить, что подразумевается под самим понятием сдерживания. А.Г. Арбатов определяет «сдерживание» как «предотвращение каких-либо действий противника путём угрозы применения ядерного оружия4. Наиболее эффективно система сдерживания показала себя в годы Холодной войны, особенно после подписания Договора об ограничении противоракетной обороны, благодаря которому США и России смогли обеспечить высокую степень взаимной уязвимости к ядерным вооружениям, и тем самым снизили шансы на применение первого ядерного удара одной из сторон. В принципе, такой же эффект может оказать и гиперзвуковое вооружение России на ядерный потенциал США. Но гиперзвуковые вооружения на данный момент развёрнуты и стоят на опытно-боевом дежурстве только у России; США и Китай, несмотря на имеющиеся активные разработки в данном виде вооружений, находятся на догоняющих позициях. Следовательно, эффективное гиперзвуковое неядерное сдерживание невозможно в его «традиционном» понимании ввиду отсутствия «равного» по силе противника, по крайней мере пока. Ещё более критическим фактором неядерного сдерживания является полный отказ от ядерных вооружений, что представляется идеей слишком утопичной.

Также к термину сдерживание нередко приписывают нанесение «неприемлемого ущерба», но само определение неприемлемости ущерба очень размыто, и скорее основывается на факторе восприятия. В 60-ых годах министр обороны США Роберт Макнамара критерием неприемлемого ущерба определял нанесение ущерба в размерах 60-70% промышленного потенциала и гибели 25-30% населения страны5, но фактически нанесение такого ущерба гарантированно не влечёт за собой капитуляцию противника.  Под неприемлемым ущербом стоит понимать нанесение такого ущерба командным пунктам и вооруженным силам противника, а также его промышленным комплексам и экономике, который фактически парализует противника и его силы, вынудит его капитулировать ввиду невозможности продолжать военные действия. Исследования показывают, что гиперзвуковые вооружения, имея настолько высокую скорость, набирают огромную кинетическую энергию в полёте, что могут нанести существенный ущерб, даже не неся при этом обычную или ядерную боеголовку6 7. Но встаёт вопрос, достаточно ли этой энергии для оказания ожидаемого «неприемлемого ущерба» и для создания эффективного сдерживающего фактора? Более того, на разработки гиперзвуковых вооружений уходят колоссальные средства, и нет уверенности в том, что у государств банально хватит денег на обеспечение себя таким количеством ракет, которое позволит поддерживать эффективный уровень сдерживания неядерными силами. Скорее наоборот, «СНЯО [Стратегическое неядерное оружие. – Е.В. Холоднов] сможет дополнять ядерное сдерживание, осуществляя «стратегическое блокирование» локальных неядерных угроз, а также обеспечивая невозможность перехода «локальных войн и вооруженных конфликтов» на ядерный уровень»8.

Ещё одним фактором не в пользу неядерного гиперзвукового сдерживания играет вопрос о контроле над вооружениями. Ограниченный круг обладателей ядерного оружия и остальная часть неядерного сообщества, приняв на себя обязательства по режиму ДНЯО, а также само ядерное сдерживание фактически обеспечивают мир без глобальных войн на протяжении уже восьми десятилетий. Именно механизмы нераспространения ядерных вооружений позволяют поддерживать стратегическую стабильность и стратегическое равновесие. В 2019 году по словам Владимира Путина, он предлагал США купить Российские гиперзвуковые ракеты как раз с целью «стратегического уравновешивания»9. Данные вооружения активно разрабатываются в США, России, Китае, а также появляется информация о разработке и испытаниях таких вооружений Индией и Пакистаном. Учитывая тот факт, что в данный момент глобальных механизмов контроля над обычными вооружениями не существует, по мере дальнейшего распространения гиперзвуковых технологий сама концепция «гиперзвукового сдерживания» как таковая потеряет всю свою суть.

Подчеркивая всё вышесказанное, я не думаю, что гиперзвуковые вооружения могут стать чем-то «новым» для концепции неядерного сдерживания на глобальном уровне. Наиболее вероятным вариантом является то, что применение гиперзвуковых ядерных или неядерных вооружений станет фактором, усиливающим существующую систему стратегической стабильности в качестве противодействия системам ПРО (по крайней мере, в ближайшем время, ведь Россия уже заявляет, что она будет готова отразить гиперзвуковые угрозы10). Если же отойти от глобального уровня к региональному, то здесь гиперзвуковое оружие отлично может проявить себя и как средство обороны, и как средство для наступательных целей ввиду своей неуязвимости к системам ПРО, а следовательно может стать фактором неядерного сдерживания ввиду своей высокой скорости и минимальному промежутку времени на принятие решения и ответных мер со стороны противника. Но, в то же время, данные ракетные комплексы могут стать целью номер один для поражения противником для попытки уравновесить шансы при ведении боевых действий.

1) Военная доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ 25.12.2014 № 815) // Администрация Президента России, официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30593 (дата обращения 03.09.2020).

2) Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания (утв. Указом Президента РФ 02.06.2020 № 355) // Администрация Президента России, официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45562 (дата обращения 03.09.2020).

3) Андрей Аркадьев, Путин: гиперзвуковое оружие РФ сделало бессмысленными попытки сдерживания России // Форум Армия-2020. [Электронный ресурс] URL: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/20202131645-SIjsu.html (дата обращения 03.09.2020).

4) Арбатов, А.Г., Ядерное сдерживание и нераспространение., Стенограмма лекции А.Г. Арбатова. // Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии. [Электронный ресурс] URL: https://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/aga030917.htm (дата обращения 03.09.2020).

5) Савельев, А.Н., Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия. // ПИР-Центр. [Электронный ресурс] URL: https://pircenter.org/tutorials/8-nuclear-nonproliferation (дата обращения 08.09.2020).

6) Richard H. Speier, George Nacouzi, Carrie A. Lee, Richard M. Moore, Hypersonic Missile Nonproliferation: Hindering the Spread of a New Class of Weapons // RAND Corporation.

7) Kyle Yohoe, An Offensive Leap: An Analogy of Hypersonic Weapons to Early ICBMs // Center for Strategic and International Studies (CSIS).

8) Александр Ермаков, Дмитрий Стефанович, Возможно ли неядерное сдерживание? // РСМД., [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhno-li-neyadernoe-sderzhivanie/ (дата обращения 08.09.2020).

9) Александр Гольц, Зачем Путин предложил Трампу купить российские ракеты? // Открытые медиа., Электронный ресурс] URL: https://openmedia.io/news/zachem-putin-predlozhil-trampu-kupit-rossijskie-rakety/ (дата обращения 08.09.2020).

10) Виктория Полякова, Путин пообещал «приятно удивить» страны с гиперзвуковым оружием. // РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/politics/14/06/2020/5ee5fb369a7947082b68272c (дата обращения 03.09.2020).