«Голос дельфинов» Л. Сциларда: личные впечатления от прочтения

Стажер, Образовательная Программа
19 января 2023

В 1961 г. одно из крупнейших американских издательств «Simon & Shuster» выпустило сборник рассказов Лео Сциларда «Голос дельфинов». Тон сборнику задавало выбранное в качестве эпиграфа стихотворение Стивена Винсента Бене «Кошмар для будущего упоминания» (1938 г.), по сюжету которого отец пытается объяснить своему восемнадцатилетнему сыну причины и последствия Третьей мировой войны. В стихотворении описывается горечь выживших представителей обреченной к исчезновению цивилизации.

Титульный рассказ «Голос дельфинов» представляет собой вымышленную хронику международных отношений второй половины ХХ века и начинается с фразы: «В период с 1960 по 1985 годы мир несколько раз едва избежал тотальной атомной войны». Исторический контекст работы связан с Холодной войной и отношениями между СССР и США.

Между 1962 и 1965 гг. мир прошел через мучительный этап атомного тупика, и к 1965 г. СССР и США получили возможность уничтожить друг друга в любой желаемой степени. Л. Сцилард рассмотрел риторику ядерных стратегов и понял, что водородные бомбы никогда не будут использованы, поскольку это равносильно самоубийству. Угроза взаимного гарантированного уничтожения обеспечивала то, что войны по-прежнему должны были вестись обычными видами вооружений.

Значительную часть «Голоса дельфинов» Сцилард посвятил рассмотрению различных технических аспектов ядерной войны: тонкостям организации противоракетной обороны (ПРО), рискам нанесения первого ядерного удара и запуска ракет с подводных лодок (когда невозможно идентифицировать страну-инициатора пуска), специфике размещения американских ядерных бомб в Европе, которые Америка могла бы использовать для своей защиты, последствиям ядерных угроз с точки зрения теории игр, а также феномену добровольного расчетного обмена одного города на другой с целью предотвратить тотальную ядерную войну, ведущую к гибели человечества.

Следует отметить, что необходимость поддержания обороноспособности США, вызванная гонкой вооружений, обходилась весьма дорого: военный бюджет страны к тому моменту составлял около 70 миллиардов долларов, что привело к сокращению объемов инвестиций в производство потребительских товаров. В 1974 г. Соединённые Штаты поразила «внутренняя депрессия», обусловленная внешнеполитическими причинами – в первую очередь, масштабными волнениями в Иране и Ираке, приведшими впоследствии к смене режимов в этих странах. Опасения американцев за свою жизнь достигли такого уровня, что одним из основных политических вопросов на выборах в 1984 г. стал вопрос гражданской обороны.

Значительное влияние на ход этой истории оказала группа ученых-биологов Венского института, созданного в 1963 г. на основе договора между советским и американским правительствами. Ученые утверждали, что они расшифровали язык дельфинов, наделенных превосходным интеллектом, и наладили с ними связь, стимулировав их мыслительную активность с помощью паштета. Благодаря дельфинам удалось добиться крупных побед в области медицины и биологии, и в первую очередь решить проблему голода и ограничить рождаемость, используя в пищу богатые белком водоросли Амрусс.

Решив целый ряд сложных научных проблем, дельфины переключились на анализ международной политики, давая различные разъяснения и рекомендации, и прежде всего как предотвратить угрозу ядерной войны и уничтожения человечества и выйти из ядерного тупика. Значительная прибыль от реализации Амрусса позволила создать и финансировать Американский исследовательский фонд, в Консультативный совет которого вошли двадцать выдающихся политиков из демократов и республиканцев, и их членство в совете щедро вознаграждалось. Таким образом, дельфины получили возможность оказывать решающее влияние на многие политические вопросы, поскольку отлично понимали, что ни один американский политик не сможет устоять перед предложением войти в Консультационный совет фонда.

На прибыль от водорослей были также приобретены трансляционные станции в разных городах мира и созданы телевизионные программы, рассчитанные на умную аудиторию. Одной из основных была программа «Голос дельфинов», где обсуждались различные варианты решения какого-либо политического вопроса и последствия принятия каждого из вариантов.

По мнению автора, политические вопросы часто бывают очень сложными, но не настолько глубокими, как научные. Несмотря на это, научные проблемы решаются намного быстрее, поскольку постоянно подвергаются обсуждению в научной среде. Если бы политические проблемы так же часто подвергались обсуждению, их можно было бы решить гораздо быстрее и продуктивнее. Однако политики – это люди, которые полагают, что владеют истиной и знают, что нужно делать. Единственная проблема политиков – убедить остальных сделать то, что необходимо им. В отличие от политиков, ученые редко убеждены, что знают истину. Основная цель ученых заключается не в том, чтобы убедить, а в том, чтобы прояснить.

Однако довольно скоро в проекте «Голос дельфинов» обнаружились первые подводные камни. Американские сотрудники Венского института, в обязанности которых входило объяснение политики США дельфинам, были очень раздражены некоторыми вопросами одного из дельфинов по имени Пи Омега Ро. Однажды он спросил: «Правильно ли считать, что американцы могут говорить то, что думают, потому что они не думают того, что не могут свободно говорить?». В другой раз дельфин поинтересовался, правильно ли говорить, что в Америке честные политики – это люди, которые не могут обмануть других, не обманув сначала себя.

К 1986 г. в США возобладали настроения в пользу всеобщего и полного разоружения, и потому в 1987 г. дельфины созвали неофициальную конференцию по вопросам разоружения в Венском институте. По предложению дельфинов на конференцию были приглашены русские, китайские и американские ученые, которые консультировали свои правительства по вопросам планирования политики, но не были приглашены лица, принимающие решения. Через четыре месяца после закрытия конференции начались правительственные переговоры по разоружению, и стороны пришли к соглашению, которое определяло десять этапов разоружения вплоть до полной ликвидации арсеналов.

Л. Сцилард уделил много времени обсуждению особенностей разоружения, дабы погрузить читателя в атмосферу переговорного процесса: какие виды инспекций будут необходимы, как будет происходить поэтапное сокращение вооружений, чем объясняется необходимость для сверхдержав успокаивать малые ядерные державы, каким образом наладить процесс инспекции и предоставления гарантий для того, чтобы ядерное оружие не могло быть скрыто от инспекторов и т. д.

Через неделю после того, как процесс разоружения достиг седьмого уровня, в Венском институте вспыхнула эпидемия, и все дельфины один за другим умерли. А через две недели после смерти последнего дельфина в библиотеке института вспыхнул пожар, и все записи были уничтожены.

Моральные и этические вопросы, возникшие в связи с Холодной войной, автор рассматривает и в личном контексте. Л. Сцилард известен не только как выдающийся физик-ядерщик XX века. Именно он предложил А. Эйнштейну написать письмо американскому президенту Ф. Рузвельту, положившее начало Манхэттенскому проекту, – проекту по созданию атомной бомбы. Однако заслуга Сциларда заключается в том, что он одним из первых осознал опасность ядерного оружия для всего живого на Земле и стоял у истоков системы международного контроля над атомной энергией.

Будучи ученым, чьи необычные идеи и неожиданные решения надолго опережали развитие науки, а интересы выходили далеко за пределы физики в социальную и политическую сферы, Л. Сцилард остро ощущал собственную ответственность перед человечеством и предвидел глобальные последствия ядерных исследований.

В меморандуме 1945 г., который так и не дошел до Рузвельта, Сцилард призывал к созданию системы международного контроля над атомной энергией с целью предотвращения взрывоопасной ситуации между США и СССР. Л. Сцилард принял самое деятельное участие в подготовке группой американских ученых доклада о недопустимости применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Доклад был отклонен. Тогда Сцилард обратился с петицией к американскому президенту, которая содержала в первую очередь положение о невозможности неразборчивого применения ядерного оружия против человечества.

Не сумев предотвратить применение атомной бомбы в военное время, Л. Сцилард попытался разработать проект глобального сообщества, где ядерное оружие может быть ограничено в применении, а международные дебаты по поводу его применения могли стать катализатором мира.

По окончании войны Сцилард прекратил ядерные исследования и занялся биологией, а также продолжил продвигать идею о создании системы международного контроля над атомной энергией. Сцилард стал участником Пагуошского движения, основанного в 1955 г. одиннадцатью учеными (в том числе А. Эйнштейном и Ф. Жолио-Кюри) и направленного против военного использования ядерной энергии. Он беззаветно верил в сотрудничество ученых со всего мира, объединенных идеями решения проблем нераспространения, разоружения и контроля над ядерными вооружениями.

В конце жизни, опасаясь, что физика стала двигателем войны, и расстроенный тем, что его идеи по предотвращению этой войны не были услышаны, он обратился к художественной литературе. В рассказе «Голос дельфинов» он проявил удивительную прозорливость, описывая правдоподобное будущее мира. Основная часть его предсказаний – например, дестабилизация Ирака и Ирана – сбылись с точностью до нескольких лет. Ввиду этого ключевая ценность рассказа заключается в переплетении исторического и личностного контекстов.

В «Голосе дельфинов» Сцилард противопоставляет ученых и политиков. Важнейшую проблему современности – разоружение и контроль над вооружениями – смогли решить именно ученые, которые пришли к решению в результате постоянного общения друг с другом и дельфинами – существами, обладающими развитым интеллектом. Не будучи убежденными, что знают истину и знают, что делать, люди и дельфины научились понимать друг друга, и возникшее взаимопонимание предотвратило ядерную войну и гибель человечества.

В октябре 1960 г. Л. Сцилард встретился с Н. Хрущевым в Нью-Йорке, где в течение двух часов они вели неспешный, но обстоятельный разговор. Л. Сцилард предоставил Н. Хрущеву 7-страничный документ, включавший различные предложения по нормализации советской-американских отношений. Так, например, Л. Сцилард предложил Н. Хрущеву установить открытую телефонную линию между Москвой и Вашингтоном, а также написать книгу о проблемах по вопросам разоружения и опубликовать ее в США. Также Л. Сцилард подарил своему бритву Schick и шестимесячный запас лезвий и научил пользоваться ей, пообещав прислать еще партию, если США и СССР удастся предотвратить начало ядерной войны, а Н. Хрущев в свою очередь пообещал прислать в подарок ученому ящик водки.


2022 год прошел под знаменем Карибского кризиса. По этому случаю ПИР-Центр подготовил два интервью с В.И. Есиным и В.Ф. Латой, а также провел международную конференцию «Карибский кризис 60 лет спустя: уроки для XXI века» совместно с Женевским центром политики и безопасности (GCSP) и Центром изучения проблем нераспространения в Монтерее (CNS/MIIS) в г. Женеве.

В своем выступлении в ходе конференции основатель и руководитель ПИР-Центра В.А. Орлов вспоминал Л. Сциларда, отмечая его значительный вклад в укрепление архитектуры глобальной безопасности.