Горячая тема
«Режим информационной тишины» в отношении контуров российско-американского диалога — вот оно, единственно правильное решение для сегодняшнего дня. Продолжительный телефонный звонок — оно, конечно, лучше, чем отсутствие телефонного звонка. Но зачем же ломать стулья?
Дело было 5 декабря уже далекого 2016 года, когда я опубликовал статью о возможностях для двусторонних российско-американских отношений после победы Трампа на выборах под заголовком «Трамп, Россия и форточка возможностей». В ней я перечислил 7 пунктов, по которым улучшение отношений в тот момент казалось мне реалистичным. Одним из пунктов я назвал «формирование» новой архитектуры безопасности на Европейском континенте. «Дональд Трамп здесь не зашорен, — писал я тогда. — Путину можно и нужно говорить с ним о формировании эффективных мер доверия в Европе, снижении риска военных инцидентов на «пограничье» между Россией и НАТО, обеспечении нейтрального, внеблокового статуса Украины».
Да, ситуация тогда была качественно иной, потому что не было еще СВО. Сегодня другими стали реалии границ. Назад с завоеванных рубежей Россия не отступит: важно, что это понимают сегодня и в Вашингтоне, и в других ключевых столицах наших недругов. Не менее важным, чем нейтралитет Украины и закрепление новых границ, представляются гарантии равноправия всех граждан Украины, чтобы защитить жизнь, достоинство и будущее тех, кто говорит по-русски и не стесняется своего культурного тяготения к России.
Тогда же, в декабре 2016 года, я предостерегал от иллюзий в отношении Трампа, которого многие в России в тот момент увидели чуть ли не «дедом Морозом» с подарками. «Можно рассчитывать на снижение уровня конфронтации, — писал я. — Можно работать над реанимацией двустороннего стратегического диалога. Можно создавать условия для «просветов» по точечным, конкретным направлениям. Но не будем забывать: насколько Россию и США объединяет ответственность двух ядерных сверхдержав за судьбы человечества, настолько же Россия и США — антагонисты в международных отношениях XXI века. Национальные интересы двух наших стран и дальше будут больше сталкиваться, чем совпадать. Наши взгляды на мироустройство, на мировой порядок, на «правду и справедливость» расходятся диаметрально…»
Понимая это, России предстоит трудная, кропотливая «домашняя работа» — именно сейчас, именно в президентство Трампа, именно в первый год его президентства! — по дальнейшему упрочению наших стратегических отношений с Китаем, нашим восточным соседом.
«Что же получается, — писал я далее в декабре 2016 года, — Трампова победа распахнула-таки окно возможностей для американо-российских отношений? Не совсем так. Во-первых, не распахнула, а только приоткрыла. Во-вторых, не окно, а только форточку. Да, тот момент, который наступил, точнее всего определить именно как «форточку возможностей». Владимир Даль определил в своем словаре это из немецкого пришедшее к нам словцо как «дверку в окне… которая отворяется по себе». И — добавлю я — так же и затворяется».
Вот именно. Тогда, в первый трампов срок, форточка так и не открылась: связали тогда Трампа по рукам и ногам у себя дома. Сейчас в этом смысле ситуация иная, куда более благоприятная — как минимум, на ближайшие два года. 12 февраля 2025 года, форточка реально приоткрылась. И свежий воздух хлынул. Но теперь время не для громких, продолжительных аплодисментов, а для тихой, кропотливой работы, чтобы, найдя точки соприкосновения, вырулить на устойчивое обеспечение собственных долгосрочных интересов и целей развития нашей страны.
Данный комментарий был впервые опубликован в авторском Telegram-канале Владимира Орлова Собеседник-на-Пиру.
Ключевые слова: Глобальная безопасность; Россия-США; Стратегическая стабильность
RUF
F4/SOR – 25/02/16