№17 (43), 2022. Взлеты и падения Киберхалифата: Аль-Каида* и ИГИЛ* в цифровом пространств

15 сентября 2022

Одной из ключевых угроз для безопасности России по-прежнему остается международный терроризм. Однако, по мере продолжающейся цифровизации мира, вместе с традиционными формами распространение получает кибертерроризм, который может нанести гораздо больший ущерб мировой архитектуре безопасности, чему во многом способствует быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий. Цель данной научной записки – проанализировать деятельность Аль-Каида* и ИГИЛ*, как двух наиболее активных сторонников концепции цифрового джихада, в киберпространстве.

* Перечисленные в работе организации являются террористическими, их деятельность запрещена на территории РФ. В соответствии с положениями федерального закона N 35-ФЗ «о противодействии терроризму», данная научная записка не является пропагандистской, представленная в ней информация носит ознакомительный характер.

Главное:

  • Теоретическое осмысление феномена кибертерроризма продолжается по сей день и пополняется дополнительными вводными и категориями – в первую очередь, из-за освоения джихадистами новых аспектов деятельности в цифровом пространстве.
  • Выработанным пропагандистским клише о допустимости цифрового джихада достаточно трудно противодействовать, поскольку они формулируются с опорой на труды отверженных проповедников или с заведомым искажением сути первоисточника. За счет этого достигается высокая гибкость и живучесть продвигаемых радикалами концептов.
  • И Аль-Каида*, и ИГИЛ* прошли схожий путь в развитии цифровой составляющей своей деятельности, однако лидеры ИГИЛ* подошли к вопросу более системно, ввиду чего концепция цифрового джихада стала прочно ассоциироваться именно с этой группировкой. С другой стороны, несмотря на завоеванное преимущество, ИГИЛ* довольно быстро утратило лидирующие позиции ввиду системных проблем, что обусловило комплексную стагнацию их киберсистемы.
  • К началу пандемии COVID-19 обе группировки минимизировали наступательную цифровую деятельность. Вместо этого на передний план вышла пропагандистская составляющая деятельности. Идея же создания цифровых отрядов в пандемию осталась в категории долгосрочных планов из-за нехватки ресурсов.
  • Все наиболее вероятные варианты развития событий имеют точку соприкосновения: первое время джихадисты не будут предпринимать масштабных наступательных действий в киберпространстве, прощупывая возможности вероятного противника.