МОСКВА, 19 НОЯБРЯ 2014. ПИР-ПРЕСС – «После саммита двадцатки в Брисбене для Москвы наступает четкий момент принятия решений, какой развязки она ожидает по кризису на юго-востоке Украины. Саммит двадцатки – был одной из последних развилок, когда Кремль мог пойти на какое-то смягчение своих позиций по Украине и налаживанию отношений с Западом. Но страна этой возможностью не воспользовалась», – член Королевского института международных отношений, журналист, Константин фон Эггерт.
За неделю с 10 по 17 ноября 2014 г. Индекс международной безопасности повысился до 2811 пунктов. В Австралии на саммите двадцатки были обсуждены проблемы мировой экономики, кризис на Украине, эпидемия лихорадки Эбола в Африке. В Сирии армия вернула контроль над шоссе Дамаск-Багдад, ранее захваченный исламистами. В Ираке армия укрепила позиции близ города Байджи возле крупного НПЗ, захваченного боевиками Исламского государства. На Западном берегу реки Иордан имели место столкновения между палестинцами и израильской армией. На юго-востоке Украины между армией и ополченцами шли бои за контроль над аэропортом в Донецке; был обстрелян город Горловка, есть жертвы. Петр Порошенко подписал указ о прекращении государственного финансирования районов Донецкой и Луганской областей, подконтрольных ополченцам. Азербайджан сбил вертолет непризнанной Нагорно-Карабахской республики на линии соприкосновения, разграничивающей армянские и азербайджанские войска. Республика Корея и США начали регулярные военные учения на юге Корейского полуострова, что вызвало критику КНДР.
События недели комментируют члены Международной экспертной группы ПИР-Центра
Константин фон Эггерт, (Россия), член Королевского института международных отношений, журналист – по телефону из Москвы: Наиболее негативными событиями, повлиявшими на безопасность в мире, стали украинский кризис и подъем радикального исламистского движения Исламское государство. Кризис на Ближнем Востоке в связи с ИГ – серьезный тренд, который приведет в новой волне нестабильности. Вопрос на десятилетия. Опасения вызывает также то, что США проводят очень рискованную политику по размораживанию отношений с Ираном.
После саммита двадцатки в Брисбене для Москвы наступает четкий момент принятия решений, какой развязки она ожидает по кризису на юго-востоке Украины. Саммит двадцатки – был одной из последних развилок, когда Кремль мог пойти на какое-то смягчение своих позиций по Украине и налаживанию отношений с Западом. Но страна этой возможностью не воспользовалась. Теперь против Москвы выступает довольно сплоченный фронт государств: США, Европа, их союзники в Азии. Но главное даже не в этом. Ряд стран, на поддержку которых рассчитывала Москва, прежде всего страны БРИКС, а также Турция – не готовы поддерживать нас публично и тратить для этого свои политические и экономические ресурсы.
Как будет развиваться кризис на Украине сложно предсказать, так как стратегический план его урегулирования отсутствует и в Киеве, и в Москве, и в непризнанных ДНР и ЛНР.
Зимой 14/15 гг. состояние безопасности в лучшем случае останется на том уровне, каком есть. Возможно ухудшится. Причина тому – обострение кризиса на Украине, так и серьезные успехи ИГ в Сирии и Ираке.
Андрей Кортунов (Россия), генеральный директор Российского совета по международным делам – по телефону из Москвы: Тенденция к ухудшению состояния глобальной безопасности сохраняется. Наиболее негативные тенденции периода – продолжающееся обострение отношений России и Запада из-за кризиса и его последствий на Украине. Росло напряжение между Россией и НАТО, в частности имели место обвинения Москвы в нарушения воздушного Эстонии и Литвы, спекуляции относительно российских подводных лодок у берегов Швеции. Одновременно происходило наращивание военной инфраструктуры Североатлантического альянса в непосредственной близости от российских границ. Украинский кризис вышел за рамки страны и стал системным для отношений Москвы с Вашингтоном и Брюсселем.
Ведя переговоры о будущем юго-востока страны, Киеву важно решать социально-экономические проблемы. На фоне обостряющейся внутриполитической конкурентной борьбы между Петром Порошенко и Арсением Яценюком утверждать, что новые переговоры в Минске или Женеве о статусе Донбасса приведут к чему-либо преждевременно
Появление Исламского государства и быстрые успехи этой террористической группировки в Сирии и Ираке – негативное событие, которое будет обострять ситуацию не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Пока нет оснований надеяться, что в ближайшем будущем удастся договориться о некой единой глобальной стратегии в противостоянии ИГ и аналогичным террористическим группировкам. Одной из причин тому – сохраняющиеся принципиальные разногласия во взаимодействии Запада с режимом Башара Асада.
Сохраняется угроза столкновений между Израилем и Палестинской автономией, особенно в секторе Газа. Существует потенциал нестабильности во многих государствах арабского мира.
Позитивным трендом периода стали продолжившиеся переговоры Ирана с шестеркой международных посредников. Пока не очевидно, удастся ли достичь итогового соглашения в обозначенные сторонами переговоров сроки, тем не менее, напряженность между Тегераном и Западом снизилась. Есть надежда, что работа будет продолжена.
Зима 2014/15 будет сложным периодом и избежать серьезных региональных кризисов не удастся.