3 января с.г. государства, обладающие ядерным оружием, приняли «Совместное заявление о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений». Впервые лидеры «ядерной пятерки» совместно подтвердили, что «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана». Данное заявление планировалось представить на полях Обзорной конференции ДНЯО, которая должна была состояться в январе с.г. Несмотря на то, что ОК ДНЯО была перенесена, заявление увидело свет.
Как ожидалось и затем было подтверждено официальным представителем МИД России Марией Захаровой, «Совместное заявление» лидеров «ядерной пятерки» было подготовлено по инициативе России. Документ «пятёрки» дополняет и развивает двустороннее заявление, принятое ранее на высшем уровне с США по итогам российско-американского саммита в Женеве 16 июня 2021 г. в «Совместном заявлении по стратегической стабильности». Впоследствии российская сторона предлагала подтвердить принцип Рейгана-Горбачева остальным государствам «пятерки». Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков отмечал: «Теперь мы надеемся, что похожее заявление может быть принято в рамках всей пятерки». Кроме того, 28 июня 2021 г. данный принцип был подтверждён КНР и Россией в «Совместном заявлении к 20-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами».
Важнейшим в «Совместном заявлении» лидеров «ядерной пятерки» является идея недопустимости любой войны – как ядерной, так и с применением обычных вооружений – между ядерными государствами. В свою очередь, ядерные вооружения – пока они продолжают существовать – должны служить оборонительным целям, сдерживанию агрессии и предотвращению войны. Также подтверждаются ранее принятые странами «пятёрки» обязательства о ненацеливании ядерных вооружений друг на друга или на третьи страны.
В своей статье, опубликованной в преддверии ОК ДНЯО 2022 г., Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал существование 13 000 единиц ядерного оружия в мире растущей угрозой сегодняшнего дня, причем риск его применения выше, чем когда-либо со времен холодной войны: «До ядерного уничтожения осталось всего одно происшествие или просчет». Окончание холодной войны ввело в заблуждение мировое сообщество, считающее, что угроза ядерной войны – пережиток прошлого.
Лидеры «ядерной пятерки» подчеркнули свою приверженность обязательствам по ДНЯО, в частности, статье VI «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».
Особое внимание также было уделено укреплению национальных мер по предотвращению несанкционированного или непреднамеренного применения ядерных вооружений. «Ядерная пятерка» подтвердила стремление работать со всеми государствами в целях создания атмосферы безопасности, более благоприятной для прогресса в сфере разоружения и, наконец, построения мира, свободного от ядерного оружия, без ущерба для чьей-либо безопасности. Марк Фино, руководитель отдела распространения оружия в Женевском центре политики безопасности, отметил, что лидеры «ядерной пятерки» взяли на себя инициативу и вернулись к принципу Рейгана-Горбачева после требований неядерных государств и неправительственных организаций. «Существует желание заверить мир, что все опасения по поводу риска ядерной войны беспочвенны», – отметил он.
В «Совместном заявлении» «ядерная пятерка» подчеркнула намерение дальше заниматься «поиском двусторонних и многосторонних дипломатических подходов», чтобы избежать военной конфронтации, укреплять стабильность и повысить предсказуемость. Эта идея звучит особенно актуальной для российской стороны в преддверии ряда встреч по запущенному Москвой диалогу о гарантиях безопасности: 10 января в Женеве с США, 12 января – Совет Россия – НАТО и 13 января – в рамках регионального органа безопасности ОБСЕ. Посмотрим, как будет реализовываться подтвержденный «пятеркой» принцип ведения диалога на основе взаимного уважения и признания интересов и озабоченностей друг друга в области безопасности.
Как справедливо отметил консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий, «когда великие державы говорят, что ядерная война – плохо, это банальность. Но когда великие державы даже не готовы произнести эти слова – это повод для серьезных опасений». Поэтому, безусловно, «Совместное заявление о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений» – это обнадеживающий сигнал для мирового сообщества. Однако теперь перед лидерами «ядерной пятерки» стоит важная задача – предпринять конкретные шаги по воплощению заверенных действий. Как справедливо подчеркнуло МИД Германии, положительно оценив «Совместное заявление»: «Нужны конкретные шаги по ядерному разоружению, чтобы приблизиться к общей цели – миру без ядерного оружия».