Эффективна ли деятельность МАГАТЭ? Итоги Открытого опроса ПИР-Центра

2 марта 2023

В середине января 2023 г. ПИР-Центр запустил проект «Открытый опрос» – цикл срезов общественного мнения по актуальным проблемам международной безопасности, ядерного нераспространения и контроля над вооружениями.

Пилотный выпуск «Открытого опроса» посвящен деятельности МАГАТЭ в современных условиях.

Первичные результаты опроса

Диаграмма 1. Распределение голосов в рамках опроса (общая база), %.

За время проведения опроса в нем приняли участие 160 человек – представителей России и зарубежных стран. Респондентам был задан один вопрос: «Эффективна ли деятельность МАГАТЭ в нынешних условиях?», а также предоставлена возможность, при желании, анонимно прокомментировать свою позицию.

Как видно из представленных данных (смотрите диаграмму 1) самым популярным оказался нейтрально-позитивный тезис о том, что МАГАТЭ работает преимущественно эффективно – его выбрали 50% опрошенных.

На втором месте нейтрально-негативный тезис о снижении эффективности работы Агентства в последние годы. Его посчитали подходящим порядка 25% опрошенных.

При этом «полярные» варианты – тезисы об однозначной эффективности и неэффективности Агентства – получили одинаковое количество голосов (12,5%) и разделили третье место.

При этом, если разделить диаграмму на две части – по категориям респондентов (отечественные и зарубежные соответственно), ситуация будет выглядеть следующим образом (смотрите диаграмму 2).

Диаграмма 2. Распределение голосов в рамках опроса (сегменты), %.

Как видно из данных выше, оценка эффективности МАГАТЭ существенно отличается в рамках отдельных сегментов – в частности, в иноязычном поле сохраняется выраженная позитивная оценка деятельности Агентства, в то время как в русскоязычном сегменте поляризация мнений выражена куда более заметно, с уклоном в сторону нейтрально-негативной оценки.

Подобное расхождение, в свою очередь, может быть частично обусловлено разным восприятием действий МАГАТЭ в контексте кризисных ситуаций (в первую очередь, ввиду участившихся инсинуаций вокруг Запорожской АЭС или иранской ядерной программы).

Пояснение позиции респондентов

Диаграмма 3. Причины снижения эффективности МАГАТЭ (на основе данных из формы комментирования), %.

Отметим, что значительная часть (более 65%) респондентов не пожелала дополнительно прокомментировать свою позицию, ограничившись лишь выражением мнения по предложенному вопросу.

Однако среди опрошенных нашлись и те, кто пожелал высказаться относительно возможных причин частичного снижения эффективности работы МАГАТЭ. Если распределять высказанные оценки по укрупненным группам, то можно выделить не менее четырех категорий (смотрите диаграмму 3).

В частности, одной из ключевых причин опрошенные считают нехватку полномочий у инспекторов Агентства (32%), что лишает последних возможности эффективно препятствовать несанкционированной деятельности в ядерной сфере. Также определенную роль играет феномен внешнего давления (28%): по мнению респондентов, участившиеся попытки вмешательства национальных государств в деятельность Агентства с целью «корректировки» его позиции. А это, в свою очередь, ведет к формированию убежденности в предвзятости (25%) и непоследовательности (13%) представителей МАГАТЭ.

Важно отметить, что многие респонденты – даже те, кто дал негативную оценку ситуации вокруг МАГАТЭ – признают, что по-прежнему не видят альтернативы данному институту (в том числе как проводнику идеи ядерного нераспространения), вследствие чего считают важным сконцентрировать внимание на «укреплении фундамента» Агентства и выводе его из состояния нарастающего кризиса.

Как быть дальше?

Выявленный разброс восприятий эффективности МАГАТЭ русскоязычными и иноязычными респондентами (о котором подробнее говорилось выше) является весьма тревожной тенденцией и, вероятно, будет нарастать в свете продолжающихся трансформаций глобального миропорядка.

Для вывода МАГАТЭ из кризиса доверия (напрямую отражающемся на оценке его эффективности), не лишним было бы нарастить кадровое присутствие российских (и, в целом, незападных) специалистов в ключевых органах Агентства – в том числе на руководящих должностях. При условии достижения подобного кадрового паритета, МАГАТЭ получило бы возможность учитывать интересы более широкого круга игроков и, благодаря этому, избегать обвинений в ангажированности.

Кроме того, в свете большого количества домыслов и негативных слухов вокруг МАГАТЭ (зачастую, не имеющих под собой рациональной почвы), крайне важно повышать общественную осведомленность о деятельности Агентства – как основном акторе укрепления режима ядерного нераспространения – и тем самым способствовать ликвидации негативных конструктов.


Ключевые слова: ДНЯО; Мирный атом; Колонка редактора

NPR/NPT