Образ России в медиапространстве стран ЕАЭС и Африки к югу от Сахары

29 мая 2023

Современный исторический этап продемонстрировал одну из наиболее ярких возможностей силового арсенала медиа — способность совершать радикальную трансформацию общественного мнения целых государств в кратчайшие сроки. Посредством анализа заголовков и статей мировых изданий мы можем проследить как формируется нужная повестка и в какую сторону раскачивается маятник общественного мнения. Здесь же СМИ выступают и главным регулятором этого процесса. Однако на локальных уровнях наибольший интерес представляют публикации местных средств массовой информации.

Образ России, формируемый на пространствах ЕАЭС и Африканского континента, имеет довольно много схожих черт. Активная информационная работа представителей западных медиа, направленная на формирование отрицательного образа России сразу же попадает в поле внимания при работе с прессой.

В пределах стран ЕАЭС намерения России подаются как стремление колонизировать членов объединения – Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. В африканских медиа активность России также преподносится как стремление колонизировать страны Африки, но и вместе с тем дестабилизировать регион с целью противостояния Западу (странам ЕС и США) и присвоения ресурсов.

ЕАЭС

Анализ результатов исследований выявил, что позитивных материалов, посвященных России или отношениям с Россией, крайне мало, в основном в повестке СМИ стран ЕЭАС доминируют нейтральные и отрицательные публикации.

Безусловным лидером по объему информационной производительности является Армения. Здесь представлено широкое разнообразие источников, но большинство из них по отношению к России настроены враждебно. Наличие высокого уровня антироссийских материалов в Армении, связывается с фактической сменой ее политического курса после бархатной революции 2018 г. К власти пришла новая национальная элита, ориентированная на более глубокую интеграцию с Западом.

Самое дружелюбное информационное поле у Киргизии, характер публикаций в основном нейтрально-позитивный, но активность СМИ там значительно ниже, чем в остальных странах.

Уровень развития внутренней медиа-сферы государства можно выделить в качестве фактора влияния на общественное мнение: чем больше информационных источников, причем как официальных, так и «теневых» интернет-ресурсов, тем разнообразнее и противоречивее формируемые ими образы и нарративы, что, естественно, сказывается на восприятии людей.

Центральное место в пропаганде наших союзников занимает образ президента – Владимира Путина. Отношение к нему, созданное в СМИ, во многом отождествляется с образом современной России. Такая персонификация происходит под углом зрения властей стран – участниц Евразийской интеграции, т.е. восприятие нашей страны моделируется с помощью информационной подачи медиа-образа ее главы, которая, в свою очередь, подконтрольна элитам стран ЕАЭС. По количеству упоминаний маркера «Путин» лидирует Армения. Однако у нее же самый высокий процент негативных публикаций о нем – 54%. Самый нейтральный образ Путина в Казахстане и Киргизии – 84 и 80% соответственно. Наименьшее количество позитивных о нем публикаций в Армении – 5% и 10% в Казахстане. Но что интересно, Беларусь и Киргизия имеют небольшой отрыв от них, распределив между собой 13 и 18% соответственно.

Позитивное отношение медиа к России прослеживается в Киргизии – 37% и Беларусь – 21%. В Армении и Казахстане по 7 %.  Негативные публикации об отношениях с Россией: у Армении – 63%, Казахстан – 44%, Беларусь – 40% и Киргизия 15%.

Африка

Анализ африканских медиа не выделил маркер «Путин» среди основных. В большей степени здесь осуществляется работа над конструированием всего образа для России. Основные информационные сюжеты с большим или меньшим акцентом выстраиваются вокруг тем: СВО, ЧВК Вагнер, зерновая сделка, голосования в Совбезе по российско-украинской тематике, противостояние США и НАТО с Россией в Африке, российско-китайские военные ученые, визиты премьера-министра С.В. Лаврова и другие. Стоит отметить значительный рост публикаций о России, начиная с ноября 2022 г., который продолжается по настоящее время. На момент начала проведения исследования (август 2022 г.) найти в информационном пространстве Африки какие-либо новости о РФ было затруднительным. Тогда основная  тематика новостных сюжетов касалась в основном специальной военной операции.

Главными поставщиками новостей выступают европейские и американские информационные агенства: France Press, BBC, Reuters, Deuche welle, Le Figaro и другие. Иногда встречались публикации китайского информационного агентства Синьхуа. Работа российских СМИ практически не была зафиксирована, лишь единичные публикации со ссылкой на агентство ТАСС и еще реже RT. Наибольшая информационная активность освещающая новости о России наблюдается в Южной Африке, Эфиопии, Зимбабве, Мали, Чад, Буркина-Фасо, ЦАР. Они же являются и наиболее, в информационном плане, лояльными к России странами, к которым присоединяются ещё и Эфиопия с Эритреей. Самые «смелые» статьи встречались в прессе Зимбабве, где авторы проводили собственный анализ происходящих событий с резкой оценкой действий США и фокусом на антиколониальной (неоколониальной) политике, осуждали санкционную политику США в мире, также анализировали историю затягивания США стран ЕС в российско-украинский конфликт. Авторы часто прибегают к использованию ярких метафор и высказываний.

Помимо демонстрации процесса формирования образа России в африканской прессе, некоторые материалы дают возможность взглянуть на другие события и оценить факты с нового ракурса. Например, с помощью ряда публикаций удалось «ближе» разглядеть нового президента Анголы Жуана Лоренсу, который занял пост в октябре 2022 г. после смерти Жозе Эдуарду душ Сантуш. Действующий президент, в отличие от предыдущего лидера, имевшего пророссийские взгляды, проявляет активную инициативу к сотрудничеству с США в рамках намерения укрепления связей с НАТО и передачи стандартов вооружения Альянса. Такой шаг особенно заметен в контексте того, что Ангола является традиционным закупщиком российского вооружения и боевой техники и имеет крепкие дипломатические отношения с 1975 г.

Также обращают на себя внимание материалы, которые показывают как западные медиа формируют мнение общественности в отношении африканских президентов используя для этого негативный образ России. Так, материал о президенте ЦАР характеризует главу государства как «пешку номер один путинской России» и «полномочного посла российского Вагнера, который активно способствует дестабилизации Центральноафриканского субрегиона».

Отдельно стоит выделить плеяду публикаций выпущенных из-под пера российских журналистов. Это сотрудники западных изданий, которые выступают с жесткой критикой любых действий России. Данный пул журналистов встраивается в общую стратегию очернения России и убеждения в этом мировой общественности. Российское происхождение авторов призвано привлечь больше внимания и убедить в «правдивости» публикуемых оценок африканское общество. Стоит отметить другой не банальный ход на примере кенийской прессы, где материалы о России чаще выходят под авторством авторитетных представителей кенийского общества: губернатор региона, доктор наук, министр торговли и т.п. Все они имеют либо нейтральную, но чаще антироссийскую риторику.

Также на примере мавританских медиа, на которые традиционно оказывают влияние американские и французские СМИ, можно увидеть осторожную смену настроений после визита С.В. Лаврова: «Благодаря сотрудничеству с Россией безопасность в Мали стала лучше» <…> «Москва была надежным партнером» <…> «Тем не менее, – подчеркивают мавританские СМИ, – Россия далеко не единственный партнер стран Африки».

Примечательно отметить, что если информация о России в основном предоставляется западными агентствами, то аналитические материалы написаны уже самими африканскими журналистами. Нельзя не заметить характер статей. Они во многом являются теми «голосами» Африки, которые дают возможность увидеть России себя глазами нового поколения африканцев, которое утрачивает воспоминания о деяниях СССР, а также жителей стран, где все меньше остается элиты, некогда получившей образование в нашей стране. В этом контексте очень интересным показалась публикация в одной мавританской газете, которая была посвященная визиту С.В. Лаврова. Автор анализирует присутствие России в Африке и подчеркивает, что Россия продолжает жить воспоминаниями прошлого, кормя африканцев политическими лозунгами, в тоже время, не предлагая готовые контракты. Из подобных в ЦАРе вышла статья, освещавшая традиционный характер отношений России и Африки. Журналист пишет об отсутствии российской деловой активности не только в данном регионе, но и Африки в целом. Кроме военного присутствия Россия в Африке незаметна, хотя у континента есть и другие потребности.

В ЮАР же вышло мнение о том, что схватка за Африку Россией может быть проиграна. Россия проводит встречи с государствами, которые обладают не значительным дипломатическим весом, например, с Эсватини или Эритреей. Они не смогут оказать ей существенную поддержку.

В настоящий момент наблюдается все большее количество новостей о стратегических действиях России в Африке, а также в целом об изменении геополитической ситуации в мире. Отмечен рост публикаций о противостояния стран «коллективного запада» и стран, не признающих парадигму первых, кризисное положение Европы, российско-китайское партнерство, противостояние гегемонии США, выбор собственного пути странами Африки.

С большим сожалением стоит отметить, что за время СВО присутствие российских СМИ в Африке не увеличилось. Не был открыт ни один офис. По-прежнему главную повестку о России для африканского общества формируют западные информационные агентства.

***

Несмотря на то, что в данном исследовании представлены разные временные рамки: Африканский континент – период СВО, страны ЕАЭС – до СВО, тем не менее основные тенденции остаются прежними. Наличие антироссийской пропаганды в СМИ Армении, Беларуси и Казахстана, стран Африки плотно сжатых в кольцо западных медиа, определяет необходимость разработки информационной стратегии РФ, формирующей, с учетом  исторического и культурного содержания двухсторонних отношений, необходимый образ за рубежом и отдельно для каждой конкретной страны. Иначе Россия рискует потерять «старых друзей» и информационный вес в медиапространстве стран-союзников.

Ключевые слова: Африка; Россия; Глобальная безопасность

GRS/RUF