1 августа с.г. свою работу начала долгожданная Обзорная конференция по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Нью-Йорке. Стартовав с общих дебатов, включая выступления мировых лидеров на высоком уровне, конференция перейдет к рассмотрению тематических вопросов в конце второй недели. Наряду с 191 государствами-подписантами ДНЯО участие принимают гражданское общество и представители НПО-сообществ, которые выступят перед правительственными делегатами в пятницу, 5 августа с.г. За первые два дня свои позиции представили 40 государств.
Традиционным участником ОК ДНЯО является ПИР-Центр, работа которого по подготовке к конференции началась заблаговременно. В частности, была подготовлена серия научных записок Индекса Безопасности:
Обзорная конференция обещает быть насыщенной. С 1 по 26 августа с.г., помимо пленарных заседаний и рассмотрения вопросов по рабочим группам, ежедневно проходят мероприятия на полях (side-events), посвященные различным вопросам нераспространения ядерного оружия. Их организаторами выступают как страны-подписанты ДНЯО, так и ведущие мозговые центры и исследовательские институты: UNIDIR, UNODA, European Leadership Network, BASIC, Arms Control Association, Nuclear Threat Initiative. ПИР-Центр в партнерстве с Центром исследования проблем нераспространения им. Джеймса Мартина (ЦИПН) в Монтерее (США) проведет экспертный семинар 15 августа с.г. в Нью-Йорке. С полным списком мероприятий на полях можно ознакомиться на официальных сайтах ОК ДНЯО ООН и Reaching Critical Will.
Возможные вызовы для обзорного процесса
Очевидно, что ОК ДНЯО 2022 г. проходит в беспрецедентно сложной геополитической обстановке. События 24 февраля с.г., связанные с началом специальной военной операции на территории Украины, отражаются и на работе Обзорной конференции. Более того, они могут дать карт-бланш тем, кто намерен сорвать обзорный процесс. В частности, не прекращаются спекуляции вокруг Запорожской АЭС. В первый день ОК ДНЯО госсекретарь США Энтони Блинкен обвинил Россию в использовании российскими вооруженными силами Запорожской АЭС в качестве военной базы. Незамедлительным стал ответ российской делегации: на Запорожской АЭС нет никаких военных формирований, за исключением ограниченного количества военнослужащих, необходимого для обеспечения ее безопасности и недопущения возможной ядерной провокации.
Вопрос, касающийся Запорожской АЭС, поднял в своем выступлении генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси. Несмотря на то, что Россия не раз подчеркивала, что действия ВС не наносят ущерб ядерной безопасности на Украине и не препятствуют нормальной работе станции, Гросси заявил об опасности, которой подверглись объекты и население АЭС Украины в результате действий России.
В этой связи примечательно представительство Швейцарии на ОК ДНЯО 2022 г.: выражать интересы швейцарцев будет лично президент конфедерации Иньяцио Кассис. В МИД Швейцарии сообщается, что одна из целей поездки президента Кассиса – призвать ядерные державы предпринять более решительные шаги в направлении разоружения. Важный приоритет внешней политики Швейцарии – снижение ядерных рисков, поэтому Швейцария представит конкретный пакет мер на конференции, который координируется со Стокгольмской инициативой. Вместе с тем Швейцария намерена придать импульс выполнению существующих соглашений и переговорам о заключении новых: в частности, продвинуть инициативу по защите объектов ядерной инфраструктуры от ядерных атак. Данный факт вполне соотносится и с заявлениями Гросси о Запорожской АЭС.
Другим возможным камнем преткновения для принятия консенсусного документа может стать вопрос о создании зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке. В 2015 г. именно это стало якобы причиной безрезультативной ОК ДНЯО. Ядерная пятерка отвлекала внимание от неспособности добиться прогресса в выполнении своих обязательств по вопросам разоружения, пытаясь вместо этого «решить» проблемы, стоящие перед Ближним Востоком. Стоит также учитывать тупик в переговорном процессе по восстановлению действия положений Совместного всеобъемлющего плана действий и беспрецедентный уровень развития иранской ядерной программы.
Не могут не привлечь внимание последние события, связанные с визитом третьего лица США – спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань. Минобороны КНР заявило о проведении серии военных учений в Тайваньском проливе. В свою очередь координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби отметил, чтоСША не должны быть запуганы китайской риторикой или потенциальными действиями.Напряженность в АТР усиливает противоречия в работе процесса ядерной пятерки. Бóльшая поляризация сторон была заметна и накануне Обзорной конференции. 29 июля с.г. Франция, Великобритания и США представили рабочий документ «Принципы и ответственная деятельность для государств, обладающих ядерным оружием». Он, в частности, называет российские действия на Украине безответственными и опасными. Если брать во внимание формулу Владимира Орлова и Сергея Семенова, обозначенную в Индексе Безопасности «Обзорная конференция ДНЯО: пределы возможного», то ключевое условие успеха Обзорной конференции – скоординированная позиция всех официально признанных ядерных государств. Нынешняя напряжённость в отношениях ядерной пятерки ставит под сомнение перспективу их слаженной работы.
Безусловно, режим нераспространения сталкивается с многочисленными проблемами, только усугубляющимися с годами. Тем не менее ДНЯО является краеугольным камнем международной безопасности. Нельзя не согласиться с ведущим сотрудником Венского центра по разоружению и нераспространению (VCDNP) Николаем Соковым, что «общая цель состоит в том, чтобы избежать ситуации в 2030 году или раньше, когда мы скажем: жаль, что мы потеряли ДНЯО, он нам нужен. Это была единоразовая возможность, которая больше никогда не повторится».Нынешняя Обзорная конференция должна стать местом для обсуждения насущных проблем нераспространения, а не для выяснения отношений и продвижения своих интересов.