Статус: Открыт

Перспективы международного сотрудничества в области глобальной и региональной безопасности

20 мая 2016
iSi

МОСКВА, 20 МАЯ, 2016. ПИР-ПРЕСС — «Последние 17 лет показали, что любая страна, которая хочет играть серьезную роль в мировой политике, должна иметь широкую и надежную политическую поддержку. Без этого у нее нет шансов надолго войти в число ведущих стран мира. За тот же период ослабло моральное превосходство одной политической системы над другими. Моральное превосходство Запада было подорвано после 17 лет интервенций, которые начались в 1999 году. И здесь не должно быть никакого недопонимания — подобные действия, даже когда они идут вразрез с международным правом ввиду отсутствия одобрения со стороны Совета безопасности ООН, могут осуществляться в соответствии с предположением, что для людей лучше демократия чем авторитаризм, не говоря уже о диктатуре», − Пал Дунай, директор Академии ОБСЕ в Бишкеке.

26 апреля 2016 г. в рамках организованной в Дипломатической Академии МИД РФ II Международной научно-практической конференции «Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы» Институт актуальных международных проблем Дипломатической Академии МИД РФ и ПИР-Центр провели круглый стол «Перспективы международного сотрудничества в области глобальной и региональной безопасности». Члены Международной экспертной группы ПИР-Центра, друзья, коллеги и партнеры ПИР-Центра и Дипломатической Академии собрались в Москве, чтобы обсудить перспективы международного сотрудничества в области глобальной и региональной безопасности, сконцентрировавшись на поиске наиболее важных и эффективных форматов взаимодействия. Модератором круглого стола выступил заведующий Центром глобальных проблем и международных организаций Дипломатической академии МИД РФ, советник и основатель ПИР-Центра Владимир Орлов.

Участники дискуссии:

  • Евгений Петрович Бужинский, председатель Совета, ПИР-Центр (Россия)
  • Пал Дунай, директор Академии ОБСЕ в Бишкеке (Венгрия)
  • Олег Петрович Иванов, проректор по науке, Дипломатическая академия МИД РФ (Россия)
  • Мария Султан, генеральный директор, Южно-азиатский институт стратегической стабильности (Пакистан)
  • Фред Таннер, старший советник Канцелярии Генерального секретаря ОБСЕ, контактный сотрудник Швейцарского председательства в ОБСЕ в 2014 году, бывший директор Женевского Центра Политики безопасности (Швейцария)
  • Нандан Унникришнан, вице-президент, старший научный сотрудник Исследовательского фонда Observer Research Foundation (Индия)
  • Тимур Тулегенович Шаймергенов, заместитель директора Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации (Казахстан)

Эксперты обсудили изменение обстановки в международной безопасности в 2016 г., основные позитивные и негативные факторы, влияющие на глобальную безопасность. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что недоверие является основным фактором, препятствующим сотрудничеству в области глобальной и региональной безопасности. «Показатель Индекса международной безопасности (iSi) находится сейчас на самом низком уровне. Определенно, состояние глобальной безопасности тревожное», — отметил Владимир Орлов, предложив участникам круглого стола обменяться мнениями о возможности сотрудничества, его механизмах и ключевых регионах взаимодействия.

Генерал-лейтенант Евгений Бужинский рассказал о перспективах международного сотрудничества в области глобальной и региональной безопасности в рамках международных соглашений. «На сегодняшний день Венский документ скорее жив, чем мертв, он устарел. Единственный инструмент, который есть в Европе — это Договор по открытому небу, это единственный механизм для укрепления доверия, который все еще работает. Будущее контроля над вооружениями в Европе и во всем мире очень туманно. В сложившейся ситуации я не вижу как перспектив для возобновления действия ДОВСЕ, так и шансов на дальнейшее сокращение ядерных вооружений. Нам необходимо выполнить обязательства по договору СНВ-III, и я надеюсь, это произойдет. Я считаю, что мы могли бы еще сократить количество боеголовок, например, до 1000, как отметил президент Обама в своей Пражской речи, но сейчас это практически невозможно. То же можно сказать и о нестратегических ядерных вооружениях», — заявил председатель Совета ПИР-Центра.

По мнению Пала Дуная, «последние 17 лет показали, что любая страна, которая хочет играть серьезную роль в мировой политике, должна иметь широкую и надежную политическую поддержку. Без этого у нее нет шансов надолго войти в число ведущих стран мира. За тот же период ослабло моральное превосходство одной политической системы над другими. Моральное превосходство Запада было подорвано после 17 лет интервенций, которые начались в 1999 году. И здесь не должно быть никакого недопонимания — подобные действия, даже когда они идут вразрез с международным правом ввиду отсутствия одобрения со стороны Совета безопасности ООН, могут осуществляться в соответствии с предположением, что для людей лучше демократия чем авторитаризм, не говоря уже о диктатуре».

Посол Фред Таннер указал на пути преодоления недоверия на пространстве ОБСЕ: «В Европе сейчас присутствуют три параллельные кризисные ситуации. Во-первых, это кризис во взаимоотношениях между Россией и Западной Европой. Во-вторых, миграционный кризис, а в-третьих, кризис, связанный с террористическими актами, свидетелями которых в последние несколько месяцев стали мы все. Европа стала уязвимой не только на государственном уровне — то есть, на уровне национальной безопасности, — но и на общественном уровне».

Нандан Унникришнан выступил по вопросу о том, есть ли реальная почва для сотрудничества стран БРИКС в области глобальной безопасности. Эксперт обозначил основное препятствие для сотрудничества: «Основные государства, расположенные на Евразийском континенте, к несчастью, считают себя исключительными. Россия считает себя исключительной, Китай считает себя исключительным, Индия считает себя исключительной. Могут ли три исключительных государства выработать правила игры? Это невозможно!»

Мария Султан поделилась своими взглядами на форматы сотрудничества в области глобальной и региональной безопасности, которые на сегодняшний день являются наиболее актуальными и эффективными. «Коллективная безопасность является той новой глобальной общностью, объединяющей разные страны, которые без нее остались бы в изоляции либо из-за структурных препятствий, либо из-за идеологической основы, к которой склоняется государство. Ослабление или укрепление глобальной безопасности наблюдалось из-за разделительных линий — таких, как Север и Юг, Восток и Запад, американским и советским блоками во времена холодной войны. Сейчас темой для дискуссий является утверждение о том, что решающее влияние имеет экономический порядок, определяющий безопасность в категориях индекса развития, безопасности человека и т. д. Новым индексом человеческого развития может стать уровень безопасности, который удалось обеспечить в мире или в регионах, сталкивающихся с серьезными проблемами безопасности», — указывает эксперт.

Заместитель директора Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации (Казахстан) Тимур Шаймергенов отметил: «Страны должны придерживаться экономического подхода. Если они пользуются инструментами жесткой силы или руководствуются политическими устремлениями при взаимодействии в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), тогда в этой организации могут возникнуть два блока: пророссийский и прокитайский. И это станет концом для организации. Единство может быть достигнуто только на экономической основе».

Олег Иванов подвел итог дискуссии, отметив отсутствие доверия между странами. «Первый шаг, который необходимо сделать, для того чтобы наладить сотрудничество в любом — существующем или несуществующем — формате, это начать доверять друг другу. Как построить или восстановить доверие между Россией и Западом? Если задать этот вопрос рационально мыслящими военными офицерами Пентагона, они скажут, что это невозможно. Есть колючая проволока, ядерное оружие в Европе и за ее пределами — доверие не входит в тактические планы Пентагона. Но если обсудить это с политиками или журналистами, то они, желая привлечь внимание, выскажутся иначе», — сказал проректор по науке Дипломатической академии.