Африка южнее Сахары (АЮС) на данный момент является одним из приоритетных регионов для многих ведущих стран и транснациональных корпораций. Африканский континент отличается богатством природных ресурсов: по разным оценкам, там находится около 12% мировых запасов нефти, 42% золота, 45% титана, 48,4% хрома, 19% урана и многое другое.
Россия активно взаимодействует со странами АЮС по многим направлениям, от промышленности до культуры, что становится особенно заметно в последние годы. Причиной тому может служить как тот факт, что регион является потенциальным и быстро растущим потребительским рынком, так и то, что в свете значительного сокращения взаимодействия со многими странами Запада ввиду санкционной политики, Россия делает разворот в сторону «мирового большинства», что отмечается и в Концепции внешней политики России. Подтверждается это и такими крупными мероприятиями, как саммит Россия-Африка и Экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка».
Для урановой промышленности регион АЮС всегда был особенно значимым не только с прагматичной точки зрения, но и с точки зрения символизма – именно уран из Конго был использован в Манхэттенском проекте. Стабильно три страны АЮС входят в топ десяти по добыче урана: это Намибия, ЮАР и Нигер. Кроме того, добычей урана занимается Ботсвана, а множество других стран региона, по предварительным данным, обладают потенциальными запасами урана, которые, впрочем, еще требуют георазведки и других предварительных действий, которые бы позволили начать полноценную разработку месторождений. Говоря о потенциале региона в вопросе добычи урана, стоит также отметить, что именно в АЮС находятся три из десяти крупнейших шахт: «Хусаб» (около 7% мировой добычи урана) и «Россинг» (около 5%) в Намибии, «Сомер» (около 4%) в Нигере.
Несмотря на то что сама Россия также входит в топ главных уранодобывающих стран, постепенно возникает очевидная необходимость искать способы добычи урана за рубежом. Это связано с тем, что российские запасы урана, экономически выгодные для добычи, постепенно сокращаются, и в какой-то момент выгоднее станет получать уран из-за рубежа. Страны АЮС в этом плане – один из лучших вариантов для сотрудничества, особенно при учете того факта, что в потенциале еще не все запасы урана в АЮС разведаны. Это особенно важно по двум причинам: во-первых, в последние годы цены на уран во всем мире выросли; во-вторых, заметен недостаток в добываемом уране, что может в скором времени негативно отразиться на всей мировой энергетике. Так, в 2023 году было необходимо 65 тыс. тонн урана для нужд атомной энергетики, но добыто было всего 54 тыс. тонн.
Российские интересы, связанные с добычей урана, ровно как и со всей отраслью атомной энергетики, представляет Госкорпорация «Росатом», которая в своем отчете за 2023 год отмечает важность развития африканского направления сотрудничества, о приоритетности для корпорации которого говорит и участие в «Африканской энергетической неделе – 2024» в ЮАР, где «Росатом» даже стал «золотым спонсором». Впрочем, отчет больше акцентирует внимание на проектах не по добыче урана, а на тех, которые бы помогали развиваться атомной энергетике стран АЮС, как, например, строительство АЭС.
Тем не менее, присутствие России в добыче урана в регионе все же заметно. Основные страны, в которых идет деятельность, – Намибия и Танзания.
В Намибии Госкорпорация «Росатом» ведет имеющий большой потенциал проект по поиску и разведке месторождений, которым занимается одна из компаний, входящих в группу Uranium One. По результатам работы уже открыто крупное месторождение. Госкорпорация отмечает, что данный проект имеет все шансы стать крупнейшим в Намибии по размерам минерально-сырьевой базы. Работы по добыче планируется начать в 2029 году более чем на 25 лет.
В Танзании также ведется проект «Мкуджу Ривер» по разведке запасов урана с целью дальнейшей добычи. В этом случае все предварительные действия по георазведке уже были проведены – было обнаружено месторождение с запасом 152 млн тонн руды. В 2023 году уже был в процессе строительства завод по переработке, а в 2025 планируется начало добычи урана. Представители Танзании, в свою очередь, также отмечали свое желание инвестировать в уранодобывающую промышленность.
Можно отметить, что сотрудничество России и стран АЮС в добыче урана влечет за собой ряд преимуществ для африканских стран. Это и создание рабочих мест для местного населения на всех этапах разведки и разработки, и организация «Росатомом» социальных проектов, которые положительно сказываются на гуманитарном уровне жизни стран, в которых действует госкорпорация, а также то, что в своих проектах по добыче урана «Росатом» использует признанный МАГАТЭ самым экологичным метод скважинного подземного выщелачивания.
Стоит отметить, что при всех преимуществах добычи урана в африканских странах есть ряд сложностей, с которыми приходится сталкиваться. В первую очередь это зачастую нестабильная внутриполитическая ситуация, которая может осложнить организацию сотрудничества и подвергнуть риску российские объекты и сотрудников. Также это низкий уровень жизни и образования местного населения, что может усложнять подбор кадров на местах. Проблемы доставляют и браконьеры, борьбу с которыми рядом с рудниками приходилось вести и «Росатому».
Интересным примером «участия» России в добыче урана в странах АЮС являются появившиеся летом 2024 года слухи о том, что «Росатом» планирует приобрести активы французской компании «Орано», занимающейся добычей урана в Нигере, что играет очень большую роль в энергетике Франции. Летом 2023 года в Нигере произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта во главе с командующим Абдурахманом Чиани, который разорвал соглашение с США, из-за чего американские войска были выведены из страны, а вскоре за ними последовали и французские.
В том же году делегация Нигера посетила «АТОМЭКСПО-2024» в Сочи, что подогрело подозрения в том, что Нигер заинтересован в привлечении российских компаний атомной промышленности. Летом 2024 года возникли слухи о встрече представителей госкорпорации «Росатом» с военной хунтой Нигера, которые, впрочем, были опровергнуты «Росатомом». Также было отмечено, что, вопреки опасениям, французские контракты не были расторгнуты, и поставки продолжаются. Тем не менее нельзя отрицать, что Россия считает участие в добыче урана в Нигере крайне перспективным, о чем отмечает в интервью для ПИР-Центра Григорий Шаламов, главный специалист Отдела Африки и Латинской Америки госкорпорации «Росатом».
Изначально информация о предполагаемом перехвате «Росатомом» проектов французской компании «Орано» появилась в издании Bloomberg. В некоторых западных изданиях это было оценено как намеренно антизападная политика, попытка дестабилизировать ситуацию, «увести из-под носа» у Франции ценный источник важных для страны ресурсов. Эта риторика в отношении России ярко свидетельствует, что исходящие из прагматических мотивов торговые отношения подвергаются попыткам политизации. Расширению географии торговых отношений, продиктованному не только высокой оценкой перспективности региона АЮС (что, впрочем, является главной причиной, так как обсуждение сотрудничества началось с некоторыми странами еще в 2000-х), но и сокращением торговых отношений с западными странами ввиду их политики, был приписан политический смысл, которого там не подразумевалось. К сожалению, в нынешних геополитических условиях риск появления подобных мнений может добавиться в список проблем, с которыми приходится сталкиваться при организации сотрудничества со странами АЮС в деле добычи урана. Поэтому необходимо трезво и осторожно оценивать геополитическую ситуацию не только в регионе, но и во всем мире, так как вопрос добычи урана относится к вопросам долгосрочной перспективы.
Тем не менее нельзя переоценить высокую перспективность уранодобывающих проектов в Африке. На данный момент госкорпорация «Росатом» активно развивает сотрудничество со странами АЮС, принимая участие в различной деятельности во многих странах региона. Эта деятельность не всегда напрямую связана с добычей урана, но может помочь в перспективе решить проблемы стран, которые могли бы стать серьезным препятствием в развитии сотрудничества в добыче урана. Африка является очень важным направлением в торгово-промышленной политике России, а развитие сотрудничества в вопросе добычи урана в АЮС – стратегическим интересом для энергетики России.
Ключевые слова: Атомная энергетика; Мирный атом; Африка
RUF, AFR
F4/SOR – 25/01/06