«Регион АЮС исторически является важнейшим для мировой атомной индустрии»: интервью Вильнура Хайртдинова с Григорием Шаламовым

22 ноября 2023

С 20 по 27 ноября 2023 г. ПИР-Центр и МГИМО МИД России проводят курс по повышению квалификации на тему «Научно-технологическая политика стран Африки южнее Сахары и государств Персидского залива».

В этой связи ПИР-Центр провел блиц-интервью с независимым экспертом, одним из лекторов курса по повышению квалификации Григорием Шаламовым. В рамках беседы удалось обсудить вопросы добычи урана в государствах Африки южнее Сахары (АЮС) и перспективы выхода, в том числе российских компаний, на данный рынок.

Интервью провел помощник заместителя директора – директора Образовательной программы ПИР-Центра Вильнур Хайртдинов.

Интервью подготовлено в рамках проекта «Глобальная безопасность: взгляд из России — для молодежи по всему миру» (при поддержке Фонда президентских грантов).

Вильнур Хайртдинов: Как в целом сейчас обстоят дела с добычей урана в Африке южнее Сахары? Насколько велики запасы урана в Африке?

Григорий Шаламов: Регион АЮС исторически является важнейшим для мировой атомной индустрии — именно уран из Демократической Республики Конго использовался для реализации Манхэттенского проекта. Сейчас же на регион АЮС, по разным оценкам, приходится порядка 20% мировой добычи урана при том, что в странах Африки имеется еще множество перспективных площадей, а также огромный потенциал открытия новых месторождений.

Вильнур Хайртдинов: Насколько добыча урана является доступной в этом регионе?

Григорий Шаламов: Несомненно, добыча урана в Африке является невероятно перспективной. При этом под словом «доступной», наверное, стоит понимать не только геологические характеристики потенциальных месторождений. Компаниям, которые рассматривают возможности выхода на этот рынок, необходимо проведение объемных поисковых и геологоразведочных работ, подтверждение ресурсной базы месторождений и экономической целесообразности добычи в текущих и прогнозируемых ценах на уран. Кроме того, необходимо здраво оценивать политические и геополитические риски, так как проекты в области добычи урана относятся к долгосрочным и требуют существенных инвестиций.

Вильнур Хайртдинов: Может ли Россия рассчитывать на стремительное расширение сотрудничества с Нигером после военного переворота в стране и «раскола» в нигеро-французских отношениях?

Григорий Шаламов: Конечно, добыча урана в Нигере может представлять интерес для России. Это страна обладает огромным потенциалом в области добычи полезных ископаемых. Это подтверждается простым фактом — половина объема электрогенерации французских реакторов обеспечены ураном из этой страны. К тому же, вопреки прогнозам, недавние события в Нигере не затронули действия текущих контрактов компании Орано и не привели к остановкам поставок. Решение о выходе на этот рынок должно приниматься при полном понимании экономической целесообразности и имеющихся рисков.

Ключевые слова: Африка

GRS/AFR