США, Вьетнам и ядерное оружие: идеи и планы

Младший научный сотрудник, Программа "Россия и ядерное нераспространение"
3 февраля 2023

Ровно 55 лет назад, 3 февраля 1968 г., вопрос о применении Соединёнными Штатами ядерного оружия во Вьетнаме впервые был поднят на самом высоком уровне. На фоне неудач под Кшешанью американское командование во Вьетнаме задумалось о возможности применения против северовьетнамцев тактического ядерного оружия в случае, если те предпримут по-настоящему массированное наступление.

К счастью, трагедия Хиросимы и Нагасаки больше не повторилась, однако история американских «ядерных планов» заслуживает самого внимательного рассмотрения.

В первую очередь, надо отметить, что планы по применению США ядерного оружия в ходе конфликта во Вьетнаме уходят корнями ещё во времена Первой Индокитайской войны. В апреле 1954 г., в разгар битвы при Дьенбьенфу, на совещании Совета по национальной безопасности (СНБ) глава Объединённого комитета начальников штабов (ОКНШ) адмирал Артур Рэдфорд выдвинул идею ограниченного применения ядерного оружия во имя спасения блокированного французского гарнизона, что открыло бы затем дорогу к массированной интервенции и применению ЯО и против коммунистического Китая. Рэдфорду вторил и госсекретарь США Джон Фостер Даллес, позже на одном из закрытых заседаний заявил, что «о подобном оружии теперь следует говорить как об уже ставшем конвенциональным».

В то же время, Рэдфорд столкнулся с мощной оппозицией в лице начальника штаба Армии США Мэтью Риджуэя. Он отметил, что даже применение ядерного оружия не переломит ситуацию в пользу Франции, а для полноценной американской интервенции потребуется 7-12 дивизий с авиаподдержкой. Кроме того, против подобного плана выступил и советник Госдепартамента Дуглас Макартур II, который, правда, больше опасался того, что история непременно «утечёт», и что это приведёт к необходимости дачи гарантий в том, что «A-weapon» не будет применено без предварительных консультаций.

В дальнейшем, во избежание потенциального обострения отношений с Китаем Советом по планированию СНБ была выдвинута идея «одолжить» Франции, которая на тот момент ещё не была ядерной державой, одну-две атомные бомбы, которые та могла бы использовать под Дьенбьенфу по своему усмотрению. По не до конца подтверждённой версии, подобное предложение Даллес сделал французскому министру иностранных дел Жоржу Бидо в конце апреля 1954 г. Однако впоследствии Даллес опровергал факт того, что подобный разговор имел место.

Так или иначе, в конце концов в администрации Эйзенхауэра пришли к решению, что: а) ядерное оружие не стоит применять единолично, и: б) никому не следует знать о планах по его применению, пока мы (т.е. США) не добьёмся от союзников решения о ведении совместных действий. Между тем, Первая Индокитайская война завершилась, и вопрос о необходимости применения ядерного оружия отпал сам собой [1].

Однако вскоре после окончания Первой Индокитайской войны началась Вторая, неотъемлемой составной частью которой стала война во Вьетнаме. В 1961 г. президент Кеннеди отказался напрямую вмешиваться в конфликт в соседнем Лаосе, поскольку осознавал, что американские войска окажутся там в меньшинстве, и что военное руководство США будет рассчитывать на ядерный фактор для восстановления баланса [2]. Полномасштабная интервенция Армии США, вкупе с последовавшей операцией «Раскаты грома» в 1965-1966 гг. привели к резкой эскалации конфликта и, соответственно, к возрождению идеи об использовании во Вьетнаме американского ядерного оружия.

Для этих целей весной 1966 г. группе учёных, входивших в состав так называемых «Ясонов» (JASON) – учёных, на постоянной основе сотрудничавших с Министерством обороны США – одобрили инициативу исследовать потенциальную возможность применения тактического ядерного оружия во Вьетнаме. Питер Хейс и Нина Танненвальд предполагают, что таким образом министр обороны Роберт Макнамара, предвидя итог этого исследования, пытался положить конец слухам о возможности применения данного оружия [3]. Так или иначе, в результате этого появилось единственное системное исследование роли тактического ядерного оружия в войне.

Если говорить про само исследование, то оно довольно предсказуемо приводило читателя к выводам об отсутствии необходимости и даже вреде применения ТЯО в войне во Вьетнаме. Учёные заключили, что использование ТЯО не окажет большого влияния на успешность военных операций противника. Относительно хорошими целями для ядерных бомб посчитали мосты, аэродромы, площадки пуска ракет, а также военные базы и в целом большие массы живой силы противника.

Однако большой проблемой была названа «распылённость» вьетконговцев по всей зоне боевых действий. Более того, учёные сделали неожиданный вывод о том, что для применения ТЯО гораздо больше уязвимы именно американские военные, зачастую компактно размещающиеся на крупных военных базах и в городах. Они писали о том, что применения ТЯО может спровоцировать атаки Вьетконга с использованием оружия массового поражения против американских войск, а также ответное применение ЯО Советским Союзом или коммунистическим Китаем.

Политические последствия применения ТЯО учёные назвали «непредсказуемыми», однако отметили, что а) таким образом, будет пересечена «ядерная грань», что определённо не соответствует интересам США, и что б) общественное мнение определённо ополчится против США и их союзников. Высказывалось даже предположение о том, что политическим последствием этого может стать разрыв Японией своих союзнических отношений с Вашингтоном. В общем, негативные политические последствия явно перевешивали потенциальные военные выгоды.

Хейс и Танненвальд полагают, что данный доклад «в моменте» не оказал большого воздействия на процесс принятия решений, поскольку ни Макнамара, ни президент Линдон Джонсон всё равно не дали бы своё согласие на применение ядерного оружия в ходе войны во Вьетнаме. Однако учёные считали, что политики и военные всё равно не рассматривали применение ТЯО как нечто немыслимое, а также утверждали, что результаты их исследования будут вполне применимы и по отношению ко всем грядущим войнам и конфликтам. Наконец, JASON’ы делали вывод о том, что применение ядерного оружия неизбежно приведёт к расширению числа желающих получить и, собственно, предпринимающих реальные шаги к получению своего ядерного оружия [4].

Тем не менее, уже через два года после выхода данного отчёта тема потенциального использования Соединёнными Штатами ТЯО во Вьетнаме была поднята вновь. Вскоре после начала осады Кхешани в январе 1968 г., которая имела все шансы стать «американским Дьенбьенфу», в Совете по национальной безопасности аккуратно был поднят вопрос возможности использования ТЯО для спасения американских солдат.

В ходе переписки между различными членами СНБ выяснилось, что планирование применения ядерного оружия во Вьетнаме уже идёт, причём – без разрешения и даже уведомления об этом президента Джонсона. Оказалось, что командующий американскими войсками во Вьетнаме генерал Уэстморленд по собственной инициативе, в обстановке строжайшей секретности и с разрешения командующего USPACOM создал на Окинаве специальную группу, работающую над тем, что получило название «операция ‘Сломанная Челюсть’» (Fracture Jaw). По его мнению, на тот момент применения ТЯО не было необходимо, поскольку в его распоряжении находилось и без того достаточно средств огневой мощи. Однако в случае массированного наступления вьетнамцев Уэстморленд предполагал применить «оружие большей эффективности», в роли которого могли выступить ядерное или химическое оружие, которое должно было для этого перебазировано в Южный Вьетнам [5].

2 февраля советник Джонсона по национальной безопасности Уолт Ростоу, без прямого указания на то, что конкретно происходит на Тихоокеанском направлении, доложил президенту, что хотел бы избежать ситуации, когда ОКНШ поставит главнокомандующего перед выбором применять ядерное оружие или нет. Президента явно не обрадовали такие новости, и он, явно опасаясь вероятности втягивания в ядерный конфликт с СССР и КНР, дал команду свернуть все приготовления к применению ТЯО.

Однако распоряжение президента не возымело действия. Планирование на Окинаве продолжилось, слухи о возможном применении ядерного оружия ширились, и получили политический окрас, когда об этом заговорил сенатор Юджин Маккарти, соперник Джонсона на праймериз Демократической партии. Президент был крайне недоволен, и сначала вновь отдал приказ свернуть всю активность, связанную с потенциальным развёртыванием ТЯО во Вьетнаме, а затем напрямую выступил на эту тему на пресс-конференции, заявив, что ОКНШ и его государственный секретарь и министр обороны «никогда не рассматривали и не давали рекомендаций в каком-либо виде касавшихся применения ядерного оружия» [6].

Наконец, через год, уже при президенте Ричарде Никсоне, бывшем вице-президенте при Эйзенхауэре и потому не понаслышке знакомом с темой применения ядерного оружия во Вьетнаме, данная тема промелькнула ещё раз. Главным приоритетом его администрации было скорейшее завершение войны во Вьетнаме на условиях, приемлемых для США. Поэтому он и его советник по нацбезопасности Генри Киссинджер рассматривали варианты массированных атак на Демократическую Республику Вьетнам с тем, чтобы принудить её к миру.

Одним из вариантов подобного «принуждения» могло стать и применение ТЯО, как вариант – по ключевой железной дороге, соединяющей ДРВ и КНР (план Decision Point Five) или по линиям коммуникаций между ДРВ и Лаосом (операция Duck Hook) [7]. Кроме того, вопрос о вероятном применении американцами ЯО рассматривался и как сдерживающий фактор – новая администрация не собиралась разубеждать своих противников в том, что применение ТЯО возможно и рассматривается соответствующими органами военного и политического планирования. Данная стратегия получила название Madman («Стратегия безумца») и была направлена на то, чтобы убедить противников в том, что США настолько безумны, что не колеблясь применят против них ядерное оружие [8].

К осени 1969 г. уровень планирования применения ЯО достиг своего пика, поскольку реально обсуждался на самом верху – между Киссинджером и Никсоном. Киссинджер предлагал пройти по тонкой грани между нанесением неприемлемого ущерба Северному Вьетнаму и полным разрушением страны, что привело бы к полномасштабной интервенции со стороны СССР или КНР. Одним из вопросов, поставленных в рамках этого обсуждения, был и вопрос о необходимости применения ядерного оружия.

Уже в начале октября Никсон отказался от проведения подобной операции однако «ядерный вариант» всё ещё рассматривался им. Как минимум, подобные идеи проскакивали в администрации в 1972 г., когда США было необходимо отреагировать на т.н. Пасхальное наступление ДРВ. Никсон предполагал, что применение ЯО окажет мощный психологический эффект на Ханой и СССР. Однако затем президент отказался от этой идеи и остановился на сохранении «угрозы» подобного удара [9].

Подводя итоги, можно говорить о том, что идея нанесения ядерного удара по Вьетнаму сопровождала американскую политику по отношению к конфликту в этой стране почти всё время. В то же время, следует отметить, что все три администрации рассматриваемые в данной справке администрации – Эйзенхауэра, Джонсона и Никсона – подходили к данной проблеме по-разному. В первом случае наблюдался достаточно серьёзный раскол по проблеме в «верхушке» администрации, в то время как президент если не самоустранился от спора, то занимал достаточно нейтральную позицию, не поддерживая ни один из «ядерных лагерей». Во втором случае идея применения ядерного оружия выросла «на полях» войны во Вьетнаме, тогда как высшее руководство в лице президента и главы Пентагона старалось воспрепятствовать давлению (пусть даже и потенциальному) со стороны высокопоставленных военных. В третьем же случае подобная идея была явной «инициативой сверху», родившейся в головах президента и его ближайшего советника, и только благодаря сохраняющемуся «ядерному табу».


Комментарии и сноски

[1] Murrey Marder. When Ike Was Asked to Nuke Vietnam // The Washington Post. August 22, 1982. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/1982/08/22/when-ike-was-asked-to-nuke-vietnam/305c4152-202e-4303-9bdc-3424f4f7376b/

[2] Nina Tannenwald. Nuclear Weapons & the Vietnam War // Nautilus Institute. March 2003. URL: https://nautilus.org/essentially-annihilated/essentially-annihilated-nuclear-weapons-the-vietnam-war/

[3] Peter Hayes, Nina Tannenwald. Nixing Nukes in Vietnam // Bulletin of the Atomic Scientists. May/June 2003, Vol. 59, No. 3, p. 57.

[4] Ibid. Pp. 52-59.

[5] Memorandum From the Chairman of the Joint Chiefs of Staff (Wheeler) to President Johnson. Washington, February 3, 1968 // Foreign Relations of the United States, 1964–1968, Volume VI, Vietnam, January–August 1968. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1964-68v06/d51

[6] Theo Milonopoulos. How Close Did the United States Actually Get to Using Nuclear Weapons in Vietnam in 1968? // War on the Rocks. October 24, 2018. URL: https://warontherocks.com/2018/10/how-close-did-the-united-states-actually-get-to-using-nuclear-weapons-in-vietnam-in-1968/

[7] Christopher Vail. The Legality of Nuclear Weapons for Use and Deterrence // Georgetown Journal of International Law. Vol. 48, 2017. P. 859. URL: https://www.law.georgetown.edu/international-law-journal/wp-content/uploads/sites/21/2018/05/48-3-The-Legality-of-Nuclear-Weapons-for-Use-and-Deterrence.pdf

[8] Ibid. P. 857.

[9] Nixon White House Considered Nuclear Options Against North Vietnam, Declassified Documents Reveal // The National Security Archive. July 31, 2006. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB195/index.htm


Ключевые слова: Ядерное оружие

NPR/NPT