№ 43 (82), 2025. Современное состояние российско-северокорейских отношений и их влияние на безопасность в Восточной Азии

4 декабря 2025

4 декабря 2024 года вступил в силу «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Корейской Народно-Демократической Республикой и Российской Федерацией» (далее – Договор). Он носит дружественный характер и большинство его статей направлены на укрепление торговой кооперации, туристической и издательской деятельности между Сторонами. Однако в нем присутствуют и статьи затрагивающие вопросы коллективной безопасности. Согласно статье 4 документа, «В случае если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народной Демократической Республики». Этот Договор позволил КНДР выйти на высокий уровень отношений с Россией сделав две страны фактически военными союзниками.

Корейский вопрос впервые возник в 1948 году с расколом Кореи на Северную и Южную части и началом гражданской войны в 1950. США вместе с объединенными войсками ООН поддержали Сеул, СССР, в свою очередь, поддержал Пхеньян. После установления линии разграничения по 38 параллели в 1953 году граница более не изменялась. С этого момента США окончательно закрепились в качестве главного военно-политического союзника Сеула. Территория Южной Кореи рассматривалась Вашингтоном в качестве одного из плацдармов для борьбы как с КНДР, так и с Китаем и США продолжают постепенно расширять сферу своего влияния в регионе путем либо наращивания собственного военного потенциала, либо путем поставки вооружений своим союзникам тем самым как бы «накачивая» их оружием. В своей стратегии национальной безопасности от 2017 года Китай, Россия, КНДР и Иран выдвигаются в качестве противников для Соединенных Штатов. Три из перечисленных государства имеют выход к Тихому океану и исходя из позиции Вашингтона, их «недобросовестное поведение» создает угрозу для США и их союзников. По инициативе Соединенных Штатов формируются мини-латеральные военные союзы и альянсы в ИТР, среди которых можно выделить AUKUS, QUAD, Squad. Помимо этого, возникают военные базы, перевалочные пункты, а также расширяется сотрудничество между НАТО и рядом стран региона таких как Япония и Южная Корея. Договор между Россией и КНДР, являясь двусторонним соглашением, что не подразумевает присоединения к нему других государств, стал ответом на деятельность Вашингтона в азиатском регионе.

Ранее, Россия, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, санкционировала введение ограничений по отношению к Северной Корее после проведения ядерных испытаний Пхеньяном, однако в свете международной обстановки на момент 2024 года, обстоятельства сложились так, что Россия пересмотрела свою оценку по отношению к КНДР и призвала к ревизии положения Северной Кореи, а также наложила вето на продление мандата группы экспертов, следящих за выполнением санкционного режима, после чего, в июне 2024 года последовало подписание Договора.

Блок Западных стран (куда следует включить также Южную Корею и Японию) выражает свою обеспокоенность расширяющимся сотрудничеством России и Северной Кореи в военной сфере. На симпозиуме Япония – НАТО в начале декабря 2024 года (сам Договор был подписан в июне и вступил в силу 4 декабря 2024), японские представители выражали обеспокоенность углубляющимся сотрудничеством РФ и КНДР в военно-технической сфере и заявляли, что безопасность Индо-Тихоокеанского и Евро-Атлантического регионов неразрывно связаны. Помимо этого, Япония стремится углубить свое сотрудничество с НАТО, что выражается в схожих интересах с альянсом, включая проведение совместных миссий и передачу друг другу конфиденциальной информации. На собрании уровня министров обороны представитель Японии подчеркнул, что в такой сложной международной ситуации, важно расширять сотрудничество между странами со схожими ценностями (подразумевая под этим НАТО).

С момента окончания Второй мировой войны Япония вынуждена была отказаться иметь традиционные вооруженные силы. Вместо них были образованы Силы Самообороны Японии (далее ССЯ), которые отличаются от классической армии. Согласно конституции Японии, ССЯ запрещается принимать участие в иностранных интервенциях, иметь наступательное вооружение (отказ от ракет большой дальности и бомбардировщиков), таким образом имплементируется Статья 9 конституции об отказе от войны и обязательстве не создавать полноценные ВВС, ВМС, Сухопутные силы и любые другие средства ведения наступательной войны.

Япония

Япония предпринимает практические шаги по имплементации своих заявлений на встречах и симпозиумах. В декабре 2022 года была издана новая доктрина национальной безопасности, а также Среднесрочный план оборонного строительства. Согласно этим документам, в рамках реформы ССЯ, Япония планирует увеличить свой оборонный бюджет до 2% от ВВП, осуществить закупку до 400 ракет Томагавк у США, а также расширить свои возможности в море и воздухе за счет приобретения большего числа самолетов и расширения состава флота (в том числе, внедрения авианосцев). Тем не менее, формулировка о недопустимости нанесения превентивного удара или нападения первым присутствует в документах, так что пока рано говорить о редактировании конституции. Даже с учетом изменения устоявшихся правил, процент одобрения обществом модернизации ССЯ составил 55%.

В 2023 году бюджет ССЯ вырос на 11%, что стало рекордным значением с 1977 года. В 2024 же году, согласно данным ЦРУ, бюджет ССЯ составил 1.4% от ВВП страны. Это уже является серьезным изменением для Японии (учитывая японский ВВП), где на протяжении многих лет, бюджет колебался в районе 1%.

Продолжая курс на укрепление оборонных связей с блоком стран НАТО, в ноябре 2024 г. Япония подписала соглашение о взаимных поставках и предоставлении услуг между ССЯ и армией Италии. Месяцем позже, в декабре 2024 Япония, совместно с Республикой Корея и США ввела дополнительные санкции на экспорт и импорт продукции из России, мотивируя это вступлением Договора в силу и усилением военно-технического сотрудничества между Москвой и Пхеньяном.

В начале февраля 2025 года ССЯ совместно с Филиппинами, США и Австралией провели военные учения впервые с начала второго срока американского президента и еще одни маневры, но уже в двустороннем формате с США проводились с 24 по 27 февраля. В марте 2025 года начало работу Японское Командование Совместных Операций (J-JOC) для Сил Самообороны. Японский премьер подтвердил приверженность к договору между Японией и США предусматривающего коллективную оборону. Также была установлена специальная линия для обмена конфиденциальной информацией с японскими союзниками по НАТО.

После прихода к власти президента Трампа в США новая администрация взяла курс на нормализацию отношений и возобновление диалога с такими странами как Россия и КНДР. Трамп заявил, что им взят курс на сближение с Северной Кореей и подтвердил приверженность цели денуклеаризации корейского полуострова. Японские официальные лица выразили поддержку намерениям США по восстановлению отношений с КНДР и заявили, что уважают усилия по обеспечению безопасности в восточной Азии. Однако по состоянию на осень 2025 года, как конфликт на Украине, так и Корейский вопрос все еще остаются неразрешенными.

Республика Корея

В декабре 2022, Национальное Собрание Республики Корея приняла «Акт о Реформе Национальной Безопасности», в котором была поставлена цель усилить оборонительные возможности РК перед лицом ядерной угрозы со стороны северного соседа. В рамках этого Акта, был выработан план под названием «Оборонная инновация 4.0» (далее – ОИ 4.0) – 2022. В нем были выделены 4 главных вызова для Республики: ракетно-ядерная угроза со стороны КНДР; усиливающаяся нестабильность из-за соперничества между США и КНР; изменение парадигмы ведения боевых действий и возросшая роль высоких технологий; продолжающееся снижение демографического ресурса. Помимо этого, в рамках политического дискурса в качестве угрозы воспринимается получение боевого опыта северокорейскими военными в рамках Специальной военной операции, который может быть использован в возможном конфликте с Сеулом.

ОИ 4.0 направлена на проведение инноваций в следующих областях: дополнительная поддержка НИОКР; увеличение потенциала противоборства ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР; совершенствование оперативных стратегии и тактики; внедрения высоких технологий в ВС (а также расширенное использование малогабаритных БПЛА и FPV дронов); военное образование и специальная подготовка.

В рамках имплементации Оборонной инициативы, в апреле 2024 года был создан исследовательский центр по вопросам использования ИИ в вооруженных силах, тогда же был запущен второй из четырех разведывательных спутников (первый запустили в 2023), еще два планируется запустить в 2025 году. Примечательно, что пуски осуществлялись с помощью ракеты-носителя Falcon 9 производства SpaceX. В конце ноября 2024 года ВМФ РК получил пополнение в виде новейшего эскадренного миноносца с управляемым ракетным вооружением «ROKS Jeongjo the Great».

На основе этих данных можно сделать вывод о стремительной модернизации вооруженных сил в Южной Корее. Подписание Договора между РФ и КНДР повысило уровень одобрения и еще раз подтвердило необходимость проведения военной реформы в глазах общественности в РК. Согласно опросу, проведенному исследовательским центром Ханкок и Институтом социальных наук государственного университета Кангвон в марте 2024 года, около 68% респондентов видели Пхеньян в качестве главной военной угрозы для Сеула. На втором месте стоял Китай с 18%. Расширение военного сотрудничества между РФ и КНДР, в сущности, не изменило взгляды населения. Согласно другому опросу о необходимости создания ядерного оружия Южной Кореей, после снижения цифр с 71% в 2021 до 60% в 2023, процент людей, поддержавших бы такое решение вырос до 66% в 2024 году. Со стороны правительства Ли Чжэ Мена в свою очередь, прослеживается настрой на налаживание диалога с Пхеньяном.

Китай

Комментируя подписание Договора, официальные лица КНР ограничились заявлениями в духе «мы не вмешиваемся в дела РФ и КНДР и не оспариваем их право на проведение определенной внешней политики». Соглашение между Москвой и Пхеньяном дает дополнительный повод Республике Корея и Японии для перевооружения и усиления своих военных потенциалов, что в условиях соседства с Китаем было воспринято как угроза и их действия, в том числе увеличение количества учений у границ Поднебесной и наращивание вооружений в восточной Азии и Южно-Китайском море вызвала решительный протест со стороны Пекина. КНР тем временем продолжает наращивать ядерный потенциал и совершенствовать свои вооруженные силы, что, по сути, выливается в региональную гонку вооружений. Предотвратить возможный конфликт может дипломатическая разрядка (президент Трамп заявил о своем намерении возобновить переговорный процесс с КНДР в конструктивном ключе, однако на момент осени 2025 реальных шагов сделано не было).

Заключение

«Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Корейской Народно-Демократической Республикой и Российской Федерацией» действительно является серьезнейшим шагом в развитии отношений между двумя государствами, который не мог не остаться без внимания у их соседей.

На момент его подписания, Южная Корея и Япония уже осуществляли модернизацию своих вооруженных сил, Договор же явился акселератором и еще больше легитимизировал в глазах общественности соответствующих стран необходимость в укреплении обороноспособности.

Пекин демонстрирует сдержанную позицию, воздерживаясь от официальных комментариев по поводу формирования нового альянса. Китайская сторона не высказала оценочных суждений относительно подписания Договора. В то же время КНР на протяжении ряда лет последовательно наращивает собственный военный потенциал, охватывающий все направления от сухопутных войск до сил ядерного сдерживания. При этом Пекин решительно выступает против усиления военной активности вблизи своих границ, используя подобные действия как обоснование для модернизации собственных вооружённых сил. Вместе с тем Китай осознаёт, что подписание Договора отражает глубокий кризис в сфере безопасности, затрагивающий как Азиатский регион, так и Европу. Данное соглашение, является попыткой уравновесить соотношение сил между соперничающими сторонами.

Соединенные Штаты, как одна из заинтересованных сторон играют важнейшую роль в урегулировании ситуации (на Корейском полуострове) и снижении напряженности в регионе. Так, команда Трампа планирует провести переговоры с представителями КНДР и проводит консультации с Российской Федерацией по вопросам урегулирования конфликта в Украине. Оба этих аспекта, положительно влияют на уровень напряженности в восточной Азии. Однако Япония и Республика Корея продолжают движение по курсу, направленному на повышение самостоятельности в вопросах безопасности, но с опорой на союз с США, о чем говорит трехсторонняя Кэмп-Дэвидская декларация от 2023. Однако, несмотря на непосредственное влияние на региональный статус-кво, отсутствие практических шагов ставит под вопрос эффективность менеджмента со стороны Вашингтона.

США продолжают проводить политику давления на своих геополитических противников как в Европе по отношению к России, так и в Азии по отношению к Северной Корее, следовательно, Договор между Россией и КНДР является адекватной реакцией на действия США и их союзников в ИТР. Пхеньян и Москва долгое время находились в позиции обороняющихся от внешних ограничений и санкций и их сближение является сигналом Штатам о необходимости пересмотреть свои методы проведения внешней политики, если в Вашингтоне действительно хотят достичь мира.

Ключевые слова: Международная безопасность; КНДР

RUF

E16/SHAH – 25/12/04