ПИР-Пост № 21 (59), 2025. О «тайных страхах» Макрона

6 июля 2025

Некоторое количество дней назад президент Франции Эммануэль Макрон позвонил Владимиру Путину; впервые с 2022 года. Обсудили многое, в том числе Ближний Восток – правда, мотивация Елисейского дворца внезапно нарушить молчание какое-то время оставалась непонятной.

А потом газета «Le Parisien» вдруг совершила «срыв покровов», заявив, что французский лидер якобы испугался прилета иранских ракет в Париж. А потому решил урезонить Тегеран через Москву. Странно, не так ли?

Конечно, в иранском арсенале есть изделия, которые, теоретически, могут достать до французской территории – и даже немного дальше. Почва для страха имеется. Но в Тегеране тоже не дураки сидят. И провоцировать Европу на коллективный ответ (включая задействование пятой статьи НАТО) не желают. Так что рассказы про гипотетические удары Ирана по Франции – это лишь вольные фантазии.

Зато были другие, более насущные вопросы, побудившие Макрона позвонить в Кремль.

Один из них – будущее ДНЯО. Во Франции с тревогой наблюдают за дистанцированием Ирана от МАГАТЭ. Равно как и видят, что от отречения от Договора о нераспространении Тегеран отделяет несколько символических шагов, которые тот пока не делает – ждет благоразумных предложений от ООН и ключевых сверхдержав. Будущее переговоров по «ядерной сделке» туманно.

А поскольку гарантии Европы в отношении иранской ядерной программы не сработали, а США сами нарушили все ультиматумы ещё до их официального истечения, договориться с Тегераном «повременить» с окончательным разрывом на данном этапе может только Россия. По крайней мере, так думают в Елисейском дворце – апеллируя в том числе к стратегическому партнерству Москвы и Тегерана.

А ещё Макрону позарез надо вытащить из иранских казематов двух граждан Франции, которые уже три года мотают срок по обвинению в работе на израильскую разведку.

С учетом того, что после «Львиной силы» камеры основательно подзабились, и всем «израильским шпионам» уготована печальная участь Эли Коэна, медлить Париж не может.

Но организовать обмен напрямую, вероятно, не получается. Тегеран явно не упустит шанса вернуть задержанных агентов не только из Франции, но и из других стран ЕС (а, возможно, что и из США), чем заставит Елисейский дворец обещать партнерам, что угодно, лишь бы наполнили обменный фонд.

И тут Франция снова рассчитывает на Россию. Ожидая, что Москва выступит посредником и гарантом прозрачности сделки. А заодно – обеспечит адекватность обменного курса.

Но ни Москва, ни Тегеран эти «тонкие места» никак не комментируют, чем только добавляют интереса ситуации.

Данный комментарий был впервые опубликован в авторском телеграм-канале «Лаврентий Аравийский» 6 июля 2025 г.

Ключевые слова: Глобальная безопасность; Ядерное нераспространение; Иран; Франция

NPT

E16/SHAH – 25/07/06