Внимание к безопасности гражданских ядерных объектов (ГЯО) значительно возросло с началом специальной военной операции (СВО). Новости об атаках на Запорожскую АЭС были и остаются в центре внимания международного сообщества, что неудивительно: потенциальная авария с ядерным материалом может привести к масштабной катастрофе. Однако нападения на ГЯО – не новое явление. В истории уже встречались подобные прецеденты. Цель данной работы заключается в анализе того, как международное право регламентирует атаки на ГЯО и насколько надежно ядерные объекты защищены от вооруженных атак, комплексном рассмотрении ситуации вокруг Запорожской АЭС, а также выработке практических рекомендаций по защите гражданских ядерных объектов от умышленных нападений.
Главное:
- В российском законодательстве отсутствует единое определение понятия ядерная безопасность. Тем не менее необходимо различать nuclear safety и nuclear security.
- В международном праве не существует универсального документа, раскрывающего определение, классификацию и меры ответственности за умышленное вооруженное нападение на ядерные объекты. Остро назрела потребность в принятии международной конвенции о запрещении таких нападений и их квалификации в качестве международных преступлений.
- Возможности международного сообщества в обеспечении безопасности гражданских ядерных объектов в условиях военных конфликтов сильно ограничены, а в некоторых случаях обусловлены текущей политической конъюнктурой.
- Единственный возможный способ обезопасить ядерные объекты во время конфликтов – не подвергать их умышленному физическому воздействию. Несмотря на надежные системы, безопасность гражданских ядерных объектов в значительной степени зависит от человека.
- Атаки на Запорожскую АЭС являются примером безрассудного поведения Вооруженных сил Украины (ВСУ), порой не без попустительства МАГАТЭ и других международных институтов.
- Российской Федерации важно поддерживать внимание международного сообщества к повестке ядерной безопасности. Необходимо усилить информационно-разъяснительную работу, в первую очередь, в целях формирования универсальных норм и правил по обеспечению безопасности ГЯО во время вооруженных конфликтов. Их основой должны стать пять принципов ядерной безопасности, изложенных Генеральным директором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси в мае 2023 г.
Ключевые слова: Гражданские ядерные объекты; Запорожская АЭС; Ядерное нераспространение; Терроризм
NPT
F4/SOR – 24/06/04