Шильонский узник военной разведки — это не герой известной поэмы Байрона, а полковник Виталий Васильевич Шлыков. Виталий Васильевич, как полагается офицеру разведки, долгие годы хранил в тайне истории о своей службе. Биография одного из крупнейших военно-политических экспертов России и в прошлом разведчика-нелегала до сих пор покрыта белыми пятнами. «Мне не хотелось напускать на себя таинственность перед друзьями и тем более лгать им, а говорить правду о том, что после окончания МГИМО я тридцать лет прослужил в нелегальной разведке ГРУ (из которых два года провел в швейцарской тюрьме), я был не готов», — писал Виталий Васильевич в сборнике воспоминаний выпускников МГИМО 1958 г. — едва ли не единственном биографическом материале героя.
В апреле 2009 г. Виталий Васильевич Шлыков вошел в состав Экспертно-консультативного совета ПИР-Центра. Он принимал активное участие в научных проектах и мероприятиях ПИР-Центра, в частности, в инициированном ПИР-Центром Гштаадстком процессе. 17 ноября 2010 г. в рамках неофициальной встречи российских и зарубежных военных экспертов, организованной ПИР-Центром в формате цикла семинаров Научные среды, он выступил с докладом, посвященным проблеме военной реформы в России. Кроме того, Виталий Васильевич являлся автором ряда публикаций для журнала Индекс Безопасности: «Вооруженные силы России: со щитом или на щите?» (полемика с Александром Храмчихиным) и «Как это было в Америке».
ПИР-Центр помнит и чтит память Виталия Васильевича Шлыкова. В материале, приуроченном к 90-летию Виталия Васильевича, нам удалось собрать воспоминания героя и поговорить с его близким другом — Михаилом Петровичем Любимовым — впоследствии советским разведчиком, полковником внешней разведки КГБ в отставке, писателем.