Драматургия финальной недели Обзорной конференции ДНЯО в Нью-Йорке приносит нам четыре узла противоречий, которые надо либо развязывать, либо разрубать, чтобы остался какой-то шанс для итогового документа.
Первые два узла традиционны для обзорного процесса ДНЯО и предсказуемы. Во-первых, это недовольство неядерных государств, водительствуемых Движением неприсоединения, разбавленным языком проекта итогового документа (а мы его увидели поздно вечером вчера) по ядерному разоружению – Статье 6. Во-вторых, это растущее беспокойство арабских стран, водительствуемых Египтом, что тема Израиля и ЗСОМУ вообще ушла в тень, хотя решение проблемы ЗСОМУ на Ближнем Востоке, если убрать риторику, не сдвинулось ведь с мертвой точки с 1995 года. Всё это идет на фоне интересной вытанцовки нового СВПД между Ираном и США, – а документ, если верить слухам, уже согласован и готов к подписанию хоть… завтра.
Два других узла новые. И… всем узлам узлы. Третий – безопасность АЭС во время ведения вооруженных действий: европейцы очень сильно продавливают возвращение упоминания России как единственной “силы зла” в вопросе о Запорожской АЭС. Россия перешла в контратаку и считает, что текст слабый именно потому, что в нем не осуждена Украина, ведущая обстрелы АЭС. Компромисс предложила вчера Южная Африка; но сегодня я его уже не чувствую, потому что европейцы вошли в раж. И четвертый узел, – его вяжет Китай, и он про AUCUS; пока не понятно, будут ли китайцы затягивать этот узел или пока просто “тестируют” обстановку на будущее.
Что будет завтра? Я сейчас пишу эти строки из здания на Ист-ривер. И тут… никто не шумит. Отшумели. Шанс завтрашнего консенсуса – микроскопический. Если в 1995, 2005 и – особенно – в 2015 году камнем преткновения была буква “I” (и это был не Iran, а Israel – который надо было призвать к ответу, а американцы становились за этот I стеной, не боясь консенсус сорвать, у делегации же четкие red lines согласно инструкциям из Вашингтона), то в этом году камень преткновения – буква… как вы догадались? Да, есть такая буква: “Z”. Это я про Zapo-рожье, оно же Zaporyzhye. Это я про АЭС. И что вокруг нее. Западная Европа и Россия не сошлись в трактовке. И, похоже, не сойдутся. Вы будете смеяться. Но призыв к Израилю (как и Индии с Пакистаном, а у всех троих ядерное оружие и они вне договора) присоединиться к ДНЯО идёт пунктом 99 с списке рекомендаций (всего из 102). Ну а про Запорожье – большой пункт номер 50. И еще большой пункт номер 34. Было заранее ясно, что в такой формулировке он Россию устроить не мог. Ну есть и другие буквы… вот еще: на “А” начинается, подводными лодками кончается… AUCUS. Про него в проекте всё разбавлено… потому что австралийцы, англичане, да и бразильцы, – все по своим причинам разбавляли-разбавляли. “Не то разбавили!” – бухнули китайцы. Хотя китайцы сегодня были потише, чем в начале конференции.
Вообще, я об этом проекте итогового документа, наверное, должен уже уверенно в прошедшем времени говорить. На Манхэттен спускается вечер. В ключевых миссиях началась ключевая работа. И застольная тоже. Вот, сегодня французский посол позвал председателя конференции аргентинца Густаво Злаувинена “попить пивка, и, может, всё решим”. Вообще, в зале сильны настроения не уходить завтра с конференции с пустыми руками. Председатель – умница, талантливый дипломат. Глядишь что-то и наколдует. Может быть, что-то совсем своё, неконсенсусное, председательское.
Но пока национальные red lines перевешивают. Ставки подняты. “Се ля ви”, – ухмыльнулся сегодня французский посол. – “Ну, вы меня и без переводчика поняли”. Поняли-поняли. Только вот потом француз снова стал вкручивать в текст “про бесчинства русских на Украине вокруг Запорожской АЭС”. А вы говорите – консенсус…
Сравним. На календаре 26 августа – заключительный день Обзорной конференции ДНЯО. Главный батл наступает. Так говорили Орлов с Семеновым. 26 июля 2022. Совместный доклад ПИР-Центра и РСМД “X Обзорная конференция ДНЯО: пределы возможного“:
“Невозможно игнорировать тот факт, что целый ряд заметных игроков в обзорном процессе, как ядерных, так и неядерных – от США, Великобритании и Франции до Швейцарии, Японии и Новой Зеландии – ввели жесткие санкции против Российской и отнесены Россией к числу недружественных стран. Строить партнерства и выходить на компромиссы с теми, кто осуществляет в отношении тебя тактику удушения, а в некоторых случаях и провоцирует тебя поставками вооружений твоему противнику, – дело насколько нереалистичное, настолько и унизительное. Его стоит избегать. Западным государствам, которые бы хотели превратить ОК в судилище над Россией, стоит задуматься, какой режим они хотят укрепить больше: киевский или ядерного нераспространения?”
Сравним-2. На календаре 26 августа – заключительный день Обзорной конференции ДНЯО. Главный батл наступает. А вот как говорили Орлов с Семеновым месяц назад. 26 июля 2022. Совместный доклад ПИР-Центра и РСМД “X Обзорная конференция ДНЯО: пределы возможного”:
“Россия очевидно заинтересована в успешном проведении конференции. Это не означает, однако, что для России выгоден заключительный документ любой ценой. Как уже говорилось выше, ОК должна завершиться принятием сбалансированного, реалистичного документа, отражающего все серьёзные вопросы функционирования режима ядерного нераспространения: как широко разрекламированные проблемы разоружения, так и менее приметные аспекты: гарантии МАГАТЭ, экспортный контроль, ФЯБ.
Россия в состоянии содействовать принятию такого документа по взаимодействию с ключевыми игроками Конференции.”
Сравним-3. На календаре 26 августа – заключительный день Обзорной конференции ДНЯО. Главный батл наступает. А вот как говорили Орлов с Семеновым месяц назад. 26 июля 2022. Совместный доклад ПИР-Центра и РСМД “X Обзорная конференция ДНЯО: пределы возможного“:
“Вполне допускаем и такой сценарий, по которому к последним дням конференции государства-участники Договора будут далеки от согласия. В этом случае целесообразно заранее просчитать план Б. Поскольку ни сам Договор, ни пакет решений Конференции 1995 г. не предусматривает конкретного шаблона, по которому должен осуществляться обзор осуществления договора, при неблагоприятном сценарии следует пригласить председателя к изданию фактологического резюме дискуссий в ходе обзорной конференции. Такое резюме могли бы быть использовано в качестве отправной точки для следующего Обзорного цикла”.
10 контрольных часов в запасе. Работаем. Ждём, что там Злаувинен прописал. Прильнули, образно выражаясь, к факсу. После чего – сверим часы.
Владимир Орлов,
Основатель и директор ПИР-Центра