В пятницу 1 апреля стало известно, что российские войска оставили Чернобыльскую АЭС, передав ее под контроль украинским вооруженным силам. Согласно заявлением украинской компании «Энергоатом», оставление позиций было связано с тем, что российские военные получили повышенные дозы радиации во время сооружения окопов в отчужденной зоне. Другие источники не подтверждают эту информацию.
О том, что Чернобыльская АЭС перешла под украинский контроль, было проинформировано и МАГАТЭ, которое подтвердило, что «российские военные, контролировавшие Чернобыльскую АЭС с 24 февраля, в соответствии с письменным документом передали контроль над ЧАЭС украинскому персоналу и вывели военные конвои».
Примечательно, что 29 марта генеральный директор Агентства Рафаэль Гросси прибыл в Украину с рабочим визитом. В тот же день Гросси посетил Южно-Украинскую АЭС в Николаевской области с целью оказания «технической помощи Украине для обеспечения безопасности ядерных объектов страны».
По итогам встречи с министром энергетики Украины Германом Галущенко, исполняющим обязанности главного государственного инспектора по ядерной и радиационной безопасности Украины Олегом Кориковым, главой «Энергоатома» Петро Котиным и руководителем Южно-Украинской АЭС Игорем Половичем Гросси отметил, что украинские коллеги «рассмотрели конкретные шаги по немедленному оказанию срочной помощи для обеспечения безопасности ядерных объектов».
В частности, речь идет об отправке экспертов МАГАТЭ на ядерные объекты и доставку жизненно важных материалов для обеспечения безопасности и защиты, а также создание условий, позволяющих МАГАТЭ «продолжать осуществлять деятельность по гарантиям в Украине в соответствии со своим нераспространенческим мандатом».
После визита в Украину Гросси посетил с визитом и Российскую Федерацию. На встрече с гендиректором ГК «Росатом», с представителями российского МИД, а также с российским регулятором обсуждались вопросы согласования отправки экспертов МАГАТЭ на Украину. Таким образом, представляется, что передача Чернобыльской АЭС под контроль Украины является результатом кропотливой работы экспертов МАГАТЭ, а также украинских и российских представителей.
Несмотря на это, всеобщую озабоченность вызвали высказывания президента Российской Федерации (подкрепленные соответствующими заявлениями других высокопоставленных лиц) о том, что военные действия на Украине обусловлены «экзистенциальной угрозой» российской безопасности. Среди экспертов это вызывает опасения в контексте содержания Оборонной доктрины России 2020 года, которая предполагает использование ядерного оружия в случае экзистенциальных угроз национальной безопасности с использованием обычных вооружений.
Как отмечают российские эксперты, нарратив о рисках применения Россией ядерного оружия (будь то для демонстрации или в рамках отдельного ТВД) имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, это способствует пониманию роли ядерного оружия в военных конфликтах. С другой стороны, это демонизирует образ российской власти, способной «нажать на красную кнопку в любой момент» что существенно сокращает возможности деэскалации текущего конфликта. По мнению экспертов, требуется не только профессиональный, предметный диалог о ядерной доктрине России и концепции применения ядерного оружия, но и трансформации взаимоотношений военно-политических элит России и ее общественности для понимания особенностей принятия (внешнеполитических) решений в нашей стране.
Предлагаем также ознакомиться с последними материалами ПИРа по теме: