МОСКВА. 30 СЕНТЯБРЯ 2025. ПИР-ПРЕСС. «Разные формы международного давления – дипломатическое, экономическое, военное, правовое и скрытое – оказывали различное влияние на решения Ирана в области ядерной программы в разные исторические периоды. Хотя экономические санкции и многосторонняя дипломатия оказались эффективными в изменении расчетов Ирана, одно лишь давление в любой из этих форм было недостаточно и часто приводило к контрпродуктивным результатам. Гораздо более эффективными оказывались глобально скоординированные действия, чем односторонние или региональные усилия по сдерживанию распространения ядерного оружия, поскольку они влияли на внутренние расчеты Ирана. Одним из заметных паттернов является начальная сопротивляемость, которая затем сменяется тихим согласием – стратегической реакцией, направленной на балансировку внешнего давления с внутренними требованиями легитимности», – Лайнус Хеллер, исследователь по вопросам нераспространения.
События июня 2025 г., когда ядерные объекты Ирана подверглись атакам со стороны Израиля США, и последовавшее политико-дипломатическое давление на Иран со стороны «евротройки» остро ставят вопрос о роли и возможностях внешних игроков в отношении развития иранской ядерной программы.
ПИР-Центр сегодня выпускает доклад «Предрешенный исход? Взаимодействие глобальных действий и ядерной программы Ирана», автором которого является молодой исследователь в области нераспространения Лайнус Хеллер. Доклад выходит в серии «Доклады ПИР-Центра» (№45) и представляет собой анализ истории ядерной программы Ирана, охватывающий пять ключевых этапов и фокусирующийся на взаимосвязи международных действий и решений Ирана по вопросам ядерных технологий, особенно в контексте их военного применения.
Доклад основан на магистерской диссертации автора, защищённой в МГИМО в июне 2025 года.
Анализ охватывает важнейшие этапы развития ядерной программы Ирана – от ее первых шагов в эпоху режима шаха и влияния ирано-иракской войны до разоблачений в 2003 году секретных ядерных программах страны и последующих дипломатических усилий, приведших к заключению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2015 году. Результаты исследования показывают, что, несмотря на значительное влияние международных санкций и дипломатических мер, решения Ирана в области ядерной программы формируются в результате сложного взаимодействия факторов безопасности, экономических интересов и политических целей.
Особое внимание уделено тому, как иранское руководство балансировало свои ядерные амбиции с учетом внешнего давления и изменяющихся международных норм, часто используя неопределенность в своих интересах для сохранения влияния. В докладе подчеркивается стратегическая реакция Тегерана на мировые события и предлагаются важные материалы для дальнейших исследований в области нераспространения и международной дипломатии.
Ключевые выводы доклада:
Ключевые слова: Иран; Ядерное нераспространение; Международная безопасность; МАГАТЭ; СВПД; ДНЯО
NPT
E16/SHAH – 25/10/02