№ 35 (102), 2025. ПИР-Центр провел семинар «Ирано-израильское противостояние: новый баланс сил на Ближнем Востоке и уроки 2025 года»

26 сентября 2025

МОСКВА. 26 СЕНТЯБРЯ 2025. ПИР-ПРЕСС. «Важный урок 12-дневной войны между Ираном и Израилем заключается в том, что Ближний Восток оказался не готов к такому повороту событий. Конечно, масштабные столкновения там происходили и раньше. Это не первый высокоинтенсивный конфликт, не первое столкновение «на грани существования» двух государств. Однако в первый раз столкнулись Иран и Израиль – «гроссмейстеры» ближневосточной политики, которые всеми силами избегали прямого противостояния, считая, что выхода из этой ситуации у них нет. Как показал июнь, выход всё же есть, по крайней мере, на какое-то время», – Леонид Цуканов, консультант ПИР-Центра.

11 сентября 2025 года ПИР-Центр совместно с МГИМО МИД России провел семинар на тему «Ирано-израильское противостояние: новый баланс сил на Ближнем Востоке и уроки 2025 года».

Докладчиком на семинаре выступил консультант ПИР-Центра Леонид Цуканов, который подробно осветил сложную тему ирано-израильского противостояния, проанализировав исторические корни конфликта и последние изменения в его динамике. Эксперт выделил ключевые этапы противостояния, отметив постепенный переход конфликта в открытые военные действия в последнее время. Докладчик также уделил внимание военной стратегии обеих сторон, анализируя их реакцию на современные вызовы и возможные последствия для региона в будущем.

В продолжение своего выступления Леонид Цуканов углубился в анализ текущей ситуации на Ближнем Востоке, подчеркнув, что несмотря на ухудшение отношений между Ираном и Израилем, ключевые игроки в регионе продолжают сохранять осторожность в своих действиях. Эксперт отметил, что хотя конфликт между двумя государствами достиг нового уровня с прямыми военными столкновениями, многие страны региона, включая аравийские монархии, продолжают избегать вовлечения в открытую конфронтацию. Докладчик также выделил важность дипломатических усилий, подчеркивая роль нейтральных стран, таких как Оман, которые пытаются оказать посреднические услуги.

Особое внимание было уделено последствиям ирано-израильского противостояния для международной безопасности, в том числе в контексте ядерных амбиций Ирана и возможной реакции мировых держав, таких как США, КНР и Россия.

В заключение, эксперт подчеркнул, что несмотря на краткосрочные успехи, ни одна из сторон не добилась окончательной победы, и конфликт может продолжаться долгие годы, с новыми вспышками насилия, влияющими на региональную политическую и экономическую ситуацию.

В конце участники семинара задали вопросы докладчику и поделились собственным видением ситуации.

Артем Аствацатуров, студент 1 курса магистерской программы «Международная безопасность» МГИМО МИД России и ПИР-Центра попросил прокомментировать перспективы создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке.

Леонид Цуканов подчеркнул, что создание ЗСОМУ является сложной задачей, главным образом из-за позиции Израиля, который не готов отказаться от своего ядерного арсенала. Также он отметил, что меняющиеся ядерные амбиции других стран региона, таких как Саудовская Аравия, добавляют дополнительные трудности. В целом, решение этого вопроса требует долгосрочных усилий и преодоления множества политических и региональных барьеров.

Илья Субботин, студент 1 курса магистерской программы «Международная безопасность» МГИМО МИД России и ПИР-Центра задал вопрос, касающийся результатов «12-дневной войны». Студент поинтересовался, какие конкретные достижения были у Ирана и Израиля в ходе этого конфликта и кто, по мнению докладчика, одержал победу.

Леонид Цуканов отметил, что у Израиля было несколько целей: ликвидация ряда ключевых лиц в военно-политическом руководстве Ирана, разрушение ракетных баз и ядерных объектов, а также возможная смена режима. В результате Израиль достиг частичных успехов, однако ядерные объекты Ирана, в частности подземные, практически не пострадали. В плане смены режима Израиль потерпел неудачу, так как поддержка эмигрантских монархистов не привела к успеху. Иран, в свою очередь, смог быстро восстановить свои возможности, переместив производство ракет в третьи страны, в частности, скорее всего, на территорию Йемена. В итоге, несмотря на количественное преимущество Израиля, Иран укрепил свои позиции и повысил внутреннюю сплоченность общества. С точки зрения стратегии безопасности, это является плохим знаком для Тель-Авива, так как Тегеран сохранил значительный военный потенциал.

Ключевые слова: Иран; Израиль; ДНЯО

NPT

E16/SHAH – 25/09/26