Анализ
Автор: ПИР-Центр
Дата: 18 октября 2024
Международные организации и объединения играют значительную роль в формировании нарративов и порой стереотипов, а также в продвижении определённой повестки в условиях современной, крайне нестабильной геополитической ситуации. Будучи платформами для диалога между конфликтующими сторонами, международные организации представляют собой источник, казалось бы, объективной оценки, поскольку именно там собираются различные точки зрения.
Как показывает проведенный нами анализ, который проделал ПИР-Центр по информационной деятельности международных организаций (на примерах ООН, МАГАТЭ и ОЗХО), а также международных объединений (на примере БРИКС) и её влиянию на международные отношения, международные организации и объединения далеко не всегда остаются «над схваткой» и не являются нейтральными в своих выводах. Использование различных языков и наличие информационных ресурсов на разных языках открывает возможности для формирования противоположных нарративов в зависимости от целевой аудитории. Например, одни и те же события могут быть представлены в различной интерпретации на разных языках, что может повлиять на общественное мнение и политические решения.
Нами были, в частности, проанализированы сайты и социальные сети ООН, МАГАТЭ и ОЗХО на русском и английском языках, а также разнообразные информационные ресурсы, связанные с БРИКС. Мы устанавливали возможные различия в подаче материала, главенствующих повестках, числе публикаций и подходах к освещению актуальных вопросов международной безопасности и российской политики.
В рамках оценки информационной деятельности ООН были проанализированы несколько ключевых источников: сайты UN News, UNIDIR и UNODA, официальная страница ООН в Facebook на английском и русском языках, а также личный канал Генерального Секретаря ООН Антонио Гутерриша в X (ранее Twitter).
Канал Антонио Гутерриша на английском языке имеет 2,4 миллиона подписчиков и в среднем 281,000 просмотров под каждым постом, с 2-4 публикациями в день. Публикации с упоминанием России происходят довольно редко — всего 4-6 раз в год, с наибольшей активностью в 2022 году (11 публикаций). Основные темы, затрагиваемые Гутерришем, связаны с предоставлением гуманитарной помощи и призывами к прекращению военных действий в контексте конфликта на Украине. В отношении ЗАЭС он занимает нейтральную позицию, подчеркивая важность предотвращения ядерной катастрофы и ключевую роль МАГАТЭ в обеспечении ядерной безопасности на станции. В своих заявлениях он избегает указания на виновных в конкретных инцидентах (в частности, атака на Каховскую ГЭС), однако указывает на последствия [цитата] «вторжения России на территорию Украины». Он также называет признание четырех ранее украинских регионов российскими «аннексией», ссылаясь на международное право и Устав ООН.
Официальная страница ООН в X (ранее Twitter) насчитывает 16,5 миллионов подписчиков и в среднем 59,200 просмотров под каждым постом, с 12-20 публикациями в день, включая репосты из других подразделений ООН. В публикациях о ЗАЭС ООН привычно ссылается на МАГАТЭ и заявления Рафаэля Гросси. В контексте конфликта на Украине присутствуют упоминания «роли России в эскалации», такие как доклад HRMMU о причастности России к атакам на украинскую энергетическую инфраструктуру. Кроме того, в постах указана роль вооруженного наступления РФ в Харьковском регионе; уже в другой публикации ссылаются на речь Джойс Мсуйя в УКГВ о российских непрекращающихся атаках ракетами и дронами, что ухудшает гуманитарную ситуацию.
Версия страницы ООН в X на русском языке значительно менее популярна — 65,000 подписчиков и 690 просмотров в среднем под каждым постом, с 7-10 публикациями в день. В большинстве, новости и публикации русской версии дублируют посыл английской. Однако, в отличие от английской версии, в русской присутствуют публикации, упоминающие «применение пыток российскими войсками в отношении украинских военнопленных», доклады МАГАТЭ о фрагментах беспилотника около Курской АЭС, задержанных журналистах и гуманитарных и психологических последствиях войны. Также за последние два года русская версия сайта активно публикует сообщения об отключениях и перебоях электропередачи на ЗАЭС. Были зафиксированы случаи ссылок на ТАСС в русской версии в 2018–2019 годах. По сравнению с английской версией, в русской публикуется меньше новостей, а публикации происходят с задержкой. Основное внимание уделено украинскому кризису, а не конфликту в Газе.
Что касается UNODA, то в отчетах часто упоминается нанесение ущерба мирным жителям в результате использования БПЛА Россией. Но данные о встречном использовании БПЛА Украиной сопровождаются оговоркой «reportedly», что указывает на менее критичный язык в отношении Украины. «Reportedly» относится к отсылкам на заявления властей РФ.
UNIDIR также демонстрирует ограниченную активность в контексте конфликта на Украине. Организация проводит мероприятия по нераспространению ОМУ, приглашая российских экспертов, включая Михаила Ульянова, постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене. В контексте украинского кризиса опубликованы только два пресс-релиза в апреле 2022 г. В 2023 году они поделились интервью с экспертом-ядерщиком Павлом Подвигом об угрозах безопасности Запорожской АЭС, опубликованным в Коммерсанте.
Наиболее интересным кажется взглянуть на страницы UN News на русском и английском языках, которые абсолютно различаются друг от друга по контенту. Центральной повесткой на английском языке сегодня является конфликт в Газе, в то время как Украина упоминается лишь однажды в самом низу страницы. Напротив, русская версия сайта Новости ООН более чем на половину состоят из новостей, посвященных кризису на Украине, при чем окрас этих новостей нельзя назвать нейтральным. Говорится о «вторжении» России на Украину, гибель мирных жителей в результате атак ВС РФ, пытки украинских военных и пр. Таким образом, ООН выстраивает различный нарратив в зависимости от языка и т.н. «целевой аудитории».
В рамках своей информационной деятельности МАГАТЭ стремится сохранять нейтральную позицию, особенно в контексте украинского кризиса, включая ситуацию на ЗАЭС, ЧАЭС и в отношении энергосистемы Украины. Эта нейтральность проявляется как в содержании новостей на сайте организации, так и в управлении социальными сетями.
Согласно данным SimilarWeb за период с июля по сентябрь 2024 года, сайт МАГАТЭ привлекает около 1,375 млн ежемесячных визитов. Наибольшую долю аудитории составляют пользователи из США (11,5%), в то время как доля пользователей из России составляет 3,83%. Несмотря на международное внимание к событиям на Украине, русскоязычная версия сайта заметно уступает англоязычной по количеству и объему новостей. Например, на русском языке отсутствуют публикации о Курской АЭС, тогда как англоязычная версия регулярно освещает данную повестку, включая новости о готовности генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Мариано Гросси посетить станцию для оценки ущерба. Этот пример отражает общую тенденцию — частота публикаций на русском языке значительно ниже по сравнению с англоязычной версией сайта.
Русскоязычный Facebook организации насчитывает всего 2,2 тысячи подписчиков, и с 2022 года публикации на политически чувствительные темы, такие как кризис вокруг Запорожской АЭС, там прекратились. Вместо этого канал размещает нейтральные материалы, часто посвященные историческим фактам, не связанным с текущими событиями. Подобная тенденция наблюдается и в англоязычных социальных сетях МАГАТЭ (Facebook — 358 тысяч подписчиков, Twitter — 246 тысяч). Несмотря на активное освещение важных событий, таких как выступление Гросси на Генеральной Ассамблее ООН, темы, связанные с кризисом на Украине и ситуацией вокруг АЭС, избегаются.
С начала Специальной военной операции (СВО) в 2022 году организация демонстрирует нейтральную позицию в освещении украинского кризиса. МАГАТЭ акцентирует внимание на угрозах ядерной безопасности, связанных с атаками на украинские АЭС, но избегает обвинений в адрес какой-либо из сторон. Например, в заявлениях Гросси подчеркивается, что ЗАЭС принадлежит Украине, но не используются резко негативные слова (такие как «оккупация») в отношении присутствия ВС РФ на станции. При этом отмечается, что на ЗАЭС продолжает работать украинский персонал, которому оказывают консультативную помощь российские специалисты. Таким образом, МАГАТЭ подчеркивает важность диалога и сотрудничества с обеими сторонами конфликта, что активно освещается в медиаполе. Регулярно акцентируется внимание на indispensable pillars for ensuring nuclear safety and security during an armed conflict и five concrete principles to ensure nuclear safety and security at the ZNPP.
Сравнение содержания англоязычной и русскоязычной версий сайта показывает значительные различия. На русском языке практически отсутствуют упоминания встреч Гросси с представителями Росатома, включая Алексея Лихачева, несмотря на важную роль этих переговоров в поддержании взаимодействия между МАГАТЭ и Россией. Также на русском языке не представлены материалы о выступлении Гросси на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 2024 года, хотя англоязычная версия сайта содержит такие публикации. В целом, англоязычная версия сайта публикует более развернутые и частые новости о деятельности агентства и связанных с Украиной вопросах ядерной и физической безопасности. В то же время нельзя говорить о каком-либо искажении новостей на русском языке — их просто меньше по количеству. Какие-либо оценочные суждения отсутствуют на обоих языках.
15 октября 2024 года был опубликован IAEA Annual Report 2023 (на английском языке), где Украине посвящена отдельная глава (стр. 27), подчеркивающая всестороннюю поддержку со стороны Агентства в обеспечении ядерной безопасности. Однако в отчете отсутствуют существенные упоминания России, что подчеркивает стремление организации сохранять нейтральную позицию в отношении сторон конфликта. МАГАТЭ продолжает поддерживать Украину через постоянное присутствие на её атомных объектах, включая ЗАЭС, ЧАЭС и другие станции, что регулярно освещается на сайте агентства.
Социальные сети организации, кажется, представляют собой аполитичное пространство, где чувствительные темы умышленно остаются на заднем плане, а их освещение преимущественно осуществляется на сайте. Также отсутствуют какие-либо прямые ссылки на российские источники.
Сравнивая информационную деятельность ОЗХО с ООН или МАГАТЭ, нельзя сказать много о первой. ОЗХО в целом придерживается нейтральной позиции в отношении конфликта на Украине, ограничиваясь мониторингом ситуации. На сайте организации была создана специальная страница, посвящённая возможному использованию химического оружия на Украине. За последние два года ОЗХО выпустила два пресс-релиза по этой теме. В последнем из них, опубликованном 7 мая 2024 года, организация отметила, что предоставленная Россией и Украиной информация недостаточна для того, чтобы сделать окончательные выводы о возможном применении химических веществ в качестве оружия любой из сторон.
Интересно отметить, что версия официального сайта ОЗХО на русском и других языках всё ещё находится в бета-версии, создавая впечатление, что завершение её оформления и всестороннее наполнение не является приоритетной задачей в ближайшее время. Русскоязычная версия значительно уступает английской по объёму и содержанию. Страниц в социальных сетях, таких как X и Facebook, на русском языке также нет — они ведутся исключительно на английском.
За последние несколько лет добровольные пожертвования стран-членов ОЗХО были направлены на поддержку операций в Сирии и Украине, иногда выделяя средства только для Украины. Во многом новости о таких пожертвованиях составляют «костяк» информационных материалов на политически чувствительные темы, при этом они сохраняют нейтральный характер, подчеркивая лишь сам факт получения пожертвований, без оценочных выводов.
На официальной странице ОЗХО в социальной сети X (ранее Twitter) Россия упоминается крайне редко, причём последнее упоминание относится к декабрю 2021 года, когда было объявлено о новой сумме финансирования, предоставленной Россией целевому фонду Научного консультативного совета ОЗХО. Резко негативного контента относительно России обнаружено не было. Если Россия и упоминается (очень редко), то в контексте конкретных инициатив. Единственное, что стоит отметить, — это использование в отношении кризиса на Украине несколько более жёсткого языка по сравнению с, например, МАГАТЭ. Конфликт напрямую называется «войной», а иногда встречаются ссылки на заявления западных властей, которые описывают события как «крупномасштабное вторжение России на Украину». Также отсутствуют ссылки на российские информационные ресурсы.
Подводя первый подытог, стоит отметить, что каждая из проанализированных выше организаций, как минимум, стремится поддерживать нейтральность. Интересно, что ООН в данном контексте использует наиболее критичный и прямолинейный язык в отношении ситуации на Украине и деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации. Напротив, МАГАТЭ и ОЗХО в значительной степени ограничиваются в оценочных суждениях и в большинстве случаев лишь подчеркивают важность своих повесток.
В частности, МАГАТЭ акцентирует внимание на необходимости обеспечения ядерной и физической безопасности на атомных электростанциях Украины и России, а также на важности поддержания диалога с обеими сторонами. Это подчеркивает приверженность организации к безопасному использованию ядерной энергии и сохранению стабильности в регионе. ОЗХО также воздерживается от каких-либо обвинений в адрес обеих сторон конфликта в рамках своей повестки, ссылаясь на недостаточность информации и необходимость проведения независимых исследований. ООН, напротив, напрямую использует формулировку «вторжение РФ на Украину», особо подчеркивая усугубление гуманитарной ситуации в рамках конфликта. Это можно наблюдать как в социальных сетях Генерального секретаря ООН, так и на официальном сайте организации.
Наиболее интересным оказалось сравнение новостных материалов ООН на русском и английском языках, которые не дублируют друг друга и формируют совершенно разные нарративы с существенно различными акцентами. Подобного не наблюдается ни в МАГАТЭ, ни в ОЗХО. МАГАТЭ, как правило, стремится дублировать английский контент на русском языке, хотя публикации на русском языке значительно уступают по количеству, в то время как информационные ресурсы ОЗХО отсутствуют на русском языке, что может ограничивать доступ к информации для русскоязычной аудитории.
В то же время наблюдается низкий уровень развития информационных ресурсов на русском языке по сравнению с их английскими версиями. При этом новостные публикации на русском языке в большинстве случаев уступают не только количественно, но и качественно: отсутствуют какие-либо ссылки на российские информационные ресурсы, многие новости не дублируются на русском языке. Исключением, как указано выше, является сайт ООН, но и он не может служить образцом объективной и нейтральной оценки происходящих в мире событий. Хотя он и не уступает количественно своему английскому аналогу, его контент абсолютно иной, что подчеркивает одни повестки, оставляя позади многие другие проблемы современного мира. При этом российская внешняя политика на информационных ресурсах ООН представлена более негативно, чем на сайте и в соцсетях МАГАТЭ и ОЗХО.
Страны БРИКС объединяют около 3,24 миллиарда человек, что составляет более 40% населения мира, при этом возможности объединения в области обмена информацией реализованы лишь частично.
Крупнейшим информационным ресурсом БРИКС является международная сеть TV BRICS, созданная в 2017 г. по инициативе президента России В.В. Путина. Данная сеть объединяет более 70 СМИ из различных стран мира, а суммарный технический охват партнерской сети превышает 1,5 млрд пользователей. TV BRICS имеет свой сайт и телеканал, которые доступны на шести языках: русском, английском, китайском, португальском, испанском и арабском, а деятельность TV BRICS направлена на распространение новостей и информации, а также на продвижение культурных ценностей и традиций стран объединения. В целом, TV BRICS стоит привести как образцовый пример информресурса БРИКС, который отвечает поставленным задачам и качественно выполняет свои функции.
Однако помимо TV BRICS в объединении нет других крупных источников, способных доносить информацию для широкой аудитории на удовлетворительном уровне. Так, направленность сайтов infobrics.org и iabrics.org носит ограниченный характер, а их узнаваемость в обществе минимальна. Что касается аналитических ресурсов БРИКС, то их направленность ограничиваются лишь странами, где они функционируют (доступны лишь на государственном (официальном) языке той или иной страны; за редким исключением – на английском).
Необходимо отметить, что информресурсы БРИКС находятся в тени более популярных национальных источников информации (СМИ, соцсети). Они лишь транслируют информацию, но не являются ее создателями (за исключением, например, TV BRICS, который реализует ряд самостоятельных проектов).
Считаем, что информационные ресурсы стран БРИКС могут сыграть важную роль в распространении новостей и информации, а также в формировании общественного мнения. В условиях, когда доступ к таким ресурсам ограничивается, возрастает роль дополнительных источников информации.
Необходимо более активно продвигать информресурсы БРИКС, расширяя их географическое присутствие и повышая их популярность. Подобные усилия требуют значительного вклада, но их потенциальные выгоды, которые заключаются в возможности донесения информации до максимально широкой аудитории и преломлении гегемонии Западных стран в информационном пространстве, превышают затраты.
Движение в данном направлении отвечает интересам всех государств объединения, что подтверждается в т.ч. поддержкой принятия Итоговой декларации Медиасаммита БРИКС в сентябре 2024 г., в которой участники из стран БРИКС отметили незаменимую роль, которую играют для сотрудничества СМИ профессиональные объединения, а также выразили намерение способствовать всестороннему освещению на своих ресурсах взаимодействие в рамках механизмов БРИКС и БРИКС+.
Ключевые слова: ООН; МАГАТЭ; ОЗХО; БРИКС; СМИ
RUF
F4/SOR – 24/10/18