Будущее режима ядерного нераспространения: позиция Российской Федерации

4 августа 2023

В период с 31 июля по 11 августа в Вене проходит работа подготовительного комитета обзорной конференции (Препком) по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 2026 г. На первом пленарном заседании страны уже озвучили свое видение предстоящей работы конференции. ПИР-Центр подготовил анализ позиций пятерки ядерных держав. Первый обзор посвящен позиции Российской Федерации.

Российская позиция по ДНЯО остается конструктивной и последовательной, несмотря на неспокойную геополитическую обстановку. Россия подчеркивает фундаментальную роль ДНЯО для поддержания международной безопасности и отстаивает необходимость сокращения угрозы применения ядерного оружия (ЯО). Вместе с тем, растущие угрозы со стороны ядерного блока НАТО и «подстегиваемый Западом украинский кризис» заставляют Россию констатировать, что «на данном этапе сохраняющееся обладание ядерным оружием является для нашей страны единственно возможным ответом на некоторые внешние угрозы».

Вводный Доклад российской делегации 01.08.2023 г. коснулся ряда неразрешенных проблем ДНЯО. Подчеркивается, что этот важнейший механизм стал объектом политизации, что препятствует достижению консенсуса. Отмечено, что страны НАТО и их союзники используют положения ДНЯО для вмешательства во внутренние дела других стран и трактуют обязательства по Договору в угоду собственным интересам. В частности, тактическое ядерное оружие (ТЯО) США находится на территории союзников НАТО в Европе. Так называемые Совместные ядерные миссии НАТО, как отмечает ПИР-Центр, противоречат ДНЯО, поскольку предполагают размещение ЯО на территории неядерных государств.

На Препкоме 2023 г. Россия четко дала понять, что в условиях политического кризиса в Евро-Атлантическом регионе и намерения ряда неядерных государств Восточной Европы обзавестись ядерным арсеналом, будет считать угрозу, исходящую от европейских ядерных держав такой же серьезной, как ядерную угрозу со стороны США.

Согласно позиции России, ухудшение геополитической обстановки в результате действий США и союзников происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2023 г. Австралия, США и Великобритания в рамках альянса AUKUS приняли план продажи от 3 до 5 атомных многоцелевых подводных лодок класса «Вирджиния» Австралии к началу 2030-х гг. Начальник Отдела южно-тихоокеанского региона МИД России В. Ладанов в опубликованной ПИР-Центром научной записке отмечает, что таким образом Австралия подчеркнула зависимость своей политики от политики сверхдержавы в лице США. Посол М. Лысенко отмечает, что передача АПЛ неядерному государству хоть и не запрещена ДНЯО, но нарушает «дух Договора» и может повлечь эффект Домино.

Отдельно упомянута изменяющаяся обстановка на Корейском полуострове. По мнению России, угрозу представляет теперь не только развитие ядерного потенциала КНДР, но и действия США и Южной Кореи. 26 апреля 2023 г. по результатам саммита президентов США и Республики Корея была подписана Вашингтонская декларация. В рамках декларации стороны объявили о создании Ядерной консультативной группы, что в перспективе может привести к адаптации программы ядерных миссий НАТО для альянса США и Южной Кореи. Курс на демонстрацию силы уже реализуется этими странами. 18 июля в южнокорейский порт Пусан прибыл американский ракетоносец класса «Огайо» «Кентуки», обозначив первый с 1981 г. визит ПЛАРБ на Корейский полуостров.

Интересно, что в этом году тема ядерной угрозы в российском докладе была сопряжена с рисками от роста затрат на обычные вооружения. Россия тем самым подчеркивает, что реализация целей ДНЯО не может быть достигнута в условиях общего ухудшения международной безопасности. Рост количественных и качественных дисбалансов в сфере обычных вооружений рассматривается Россией в заявлении от 03.08.2023 г., как один из факторов, подрывающих стратегическую стабильность.

Усиление международной напряженности не позволяет России в настоящее время рассуждать об идеях так называемых «ядерных радикалов», выдвигающих программы «бана» на ядерное оружие. Россия считает, что для реализации таких проектов, как Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), должны созреть объективные предпосылки. В заявлении РФ от 03.08.2023 г. подчеркивается, что Россия считает неработоспособными «схемы, предполагающие «короткий путь» к «ядерному нулю», в т. ч. через простое объявление ядерного оружия «вне закона», поскольку они не учитывают текущие реалии и усугубляют раскол между участниками ДНЯО.

Для перехода к «ядерному нулю» требуется добиться консенсуса по насущным вопросам снижения рисков распространения ЯО. В настоящее время остается не ратифицированным такой важный элемент укрепления режима нераспространения ЯО, как Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Российская позиция подчеркивает, что США, до сих пор не ратифицировав Договор, позволяют себе обвинения в адрес участников ДВЗЯИ. В 2020 г. Администрация Д. Трампа заявила о том, что США могут возобновить ядерные испытания, сославшись на то, что Москва и Пекин втайне нарушают договор. Каких-то документальных подтверждений этой позиции не последовало.

Отдельно Российская Федерация затронула такой важный пункт, как создание Зоны, свободной от оружия массового поражения на Ближнем Востоке (ЗСОМУ), в частности отметив необходимость участия США и Израиля в данном процессе.

Проблематика ЗСОМУ традиционно занимает важное место в вопросах нераспространения. Она прочно вошла в международную повестку дня в 1995 г., когда по инициативе России, США и Великобритании была принята резолюция по Ближнему Востоку на Обзорной конференции по рассмотрению ДНЯО. ПИР-Центр посвятил подробный анализ прогрессу вокруг создания ЗСОМУ, констатировав необходимость участия всех заинтересованных сторон в этом процессе.

На фоне призывов со стороны США, Великобритании и ряда других стран к универсализации Дополнительного протокола о гарантиях МАГАТЭ, Российская Федерация подчеркивает, что гарантии «не должны быть поводом для дискриминации других стран». Любые изменения системы гарантий должны происходить с одобрения государств-членов МАГАТЭ.

В заключительной части выступления Российская делегация отметила, что принятие итогового документа является важным, но необязательным для обзорного процесса.

Страна ставит продуктивный диалог между участниками ДНЯО выше формальных процедур. Руководитель российской делегации подчеркнул, что, «если мы хотим провести обзорный процесс в конструктивном ключе, участникам Договора необходимо уважительно относиться друг к другу и исключить навязывание заведомо непроходных положений в итоговый документ».

Ключевые слова: ДНЯО; Россия

NPR/NPT